Интервью компании ART4you. Как управлять сотрудниками, если это творческий коллектив

Руководители художественно-производственной студии ART4you Павел Нестеров (генеральный директор) и Андрей Кокеев (арт-директор) рассказывают об управлении

Какова роль творчества в работе студии?

Андрей Кокеев. Для начала надо договориться, что есть творчество, потому что, как писал Анчаров в «Самшитовом лесе», скоро люди начнут обижаться, если им скажешь, что работа у них не творческая.

Павел Нестеров. Да, начать надо с определения. Люди сегодня, как правило, под словом «творчество» понимают красивое выпивание кофе в кафе, обсуждения… Грубо говоря, чесание языком. Сел красиво в кафе с девчонками, поговорил красиво и родил какую-нибудь глупость. Такое творчество — это некая маниловщина. На самом же деле творчество — это создание чего-либо нового с использованием своих знаний и умений, творчество — это кропотливая работа, потому что необходимо постоянно чему-то учиться, постоянно что-то узнавать. В общем, это не что-то мистическое, это знания примененные. Вот и все творчество. А поскольку мы создаем что-либо новое, наша работа — это творчество.

 

art4you

 

А. К. Творческая составляющая в работе студии представлена очень разнопланово и разновелико. Творчество может заключаться и в интересном нанесении логотипа в какое-нибудь интересное место, и в разработке серьезной концепции серьезного приза. Но мы уделяем одинаковое внимание и маленьким задачам, и великим. В этом секрет наших успехов.

Какие творческие работники есть в студии?

А. К. Мы постоянно говорим о том, что даже работа менеджера в нашей студии очень творческая, не говоря уже о дизайнерах: целый дизайнерский отдел занят решением серьезных творческих задач. Да даже выносить за скобки рабочих, которые делают эти призы, я не стал бы. Да, безусловно, есть очень жесткие ТЗ, по которым мы все изготавливаем, но, с другой стороны, производство у нас опытное, на каждое изделие невозможно прописать технологические карты, поэтому даже во время сборки могут возникать моменты, которые требуют творческого подхода, творческого решения. Так что по большому счету у нас все сотрудники творческие.

П. Н. Согласен. Я считаю, что мы все делаем одно дело, все трудимся над созданием одного и того же. Мы создаем бренд, мы создаем каждый день изделия, и каждый человек вносит какой-то вклад, каждый человек здесь важен, начиная с уборщицы и заканчивая арт-директором.

Какой творческий коллектив будет работать эффективно?

П. Н. Давайте вернемся к определению творчества: в основе творчества — знания и умения. Так что если работники знанием обладают, если они готовы учиться и расти, то это хорошие работники. А если же нет, то это плохие работники, и их надо уволить.

А. К. Да, коллектив формируется методом проб и ошибок. Надо подбирать людей с высокой квалификацией, с этическими нормами, чтобы люди откровенно не перетягивали одеяло на себя. В коллективе теплая атмосфера сама создается чудесным образом после того, как ты подобрал примерно одинаковых по уровню дизайнеров, порядочных людей, добрых и отзывчивых. И конечно, сотрудников должно быть столько, чтобы можно было решать задачи. Как только мы начинаем перегружать дизайнеров, начинаются проблемы.

Как помочь творческому работнику уложиться в сроки? Вдруг он скажет, что муза не пришла?

П. Н. Муза не приходит к тому, кто плохо подготовился к ее приходу. «Муза не пришла» — значит, человек чего-то не знает, не изучил вопрос. Все мы понимаем, прежде чем браться за какую-то задачу, нужно изучить ее, понять, где какие знания применить. Да, есть ТРИЗы (теория решения изобретательских задач — прим. ред.), есть креативное мышление, но в основе всего этого, я считаю, лежат знания и умения. Если человек знает и умеет, то он сможет все сделать в срок. Конечно, только если объем задач адекватный.

А. К. Мы в студии решаем огромный объем творческих задач. Один дизайнер, к примеру, за месяц делает от 30 до 50 разработок разного уровня сложности. Конечно, при таких объемах с работой в сроки иногда возникают проблемы. Но мы справляемся. И да, секрета, к сожалению, никакого нет. Я бы и сам его с удовольствием купил.

Как помочь творческому работнику удержаться в рамках ТЗ?

П. Н. Иногда случается так, что видение дизайнера не совпадает с видением заказчика. Мы, бывает, предлагаем два варианта: вот наш вариант, вот ваш, по вашему ТЗ. И дизайнер удовлетворен, и заказчик.

А. К. На самом деле удержаться в рамках ТЗ обычно не так уж и сложно, но только если это грамотно составленное ТЗ. Тут нужно сразу оговорить, что мы можем повлиять на ТЗ только на этапе переговоров. Все предложения и переговоры — до принятия решения.

Насколько важно контролировать творческих работников при решении творческих задач?

П. Н. Если бы у нас были вольные художники, то мы выдали бы им по ящику пива и сказали: «Идите работайте», и они бы что-то делали. И может быть, даже сделали бы. Но поскольку мы занимаемся бизнесом, а не искусством, поскольку нам нужно, чтобы коллектив выдавал какие-то вещи, которые, как говорится, можно на полочку поставить, причем поставить в срок, мы должны контролировать своих сотрудников.

А. К. И делать это нужно очень аккуратно. Сильно давить нельзя, потому что у нас тогда просядет творческая составляющая, получим скучную, никчемную работу на выходе. Поэтому жесткого контроля у нас нет, это все на уровне подсказок, на уровне, может быть, отеческого внимания. Вообще я пришел к выводу, что при управлении творческим коллективом должна быть максимальная открытость, максимальная демократия, максимальная коллегиальность. Важна готовность разговаривать.

 

По теме: Приемы управления — ловушки делегирования!

 

П. Н. Да. Творчество — это и психические нагрузки, и физические нагрузки (до ночи сидеть иногда, чтобы отрисовать что-то, и перед клиентом это отстаивать…) Тут нужно более мягко и вдумчиво, больше терпения надо.

Дадите совет другим руководителям напоследок?

П. Н. Для успешного бизнеса нужна цельная команда дополняющих друг друга людей, так нас учит Ицхак Калдерон Адизес. Коллектив — это как паззл, где элементы соединяются вместе, и получается красивая картина. Так и люди в коллективе должны друг друга дополнять. И руководитель должен выступать интегратором, не давать коллективу распадаться.

А. К. А я скажу так: секрет именно в том, что не надо прилагать большие усилия и руководить непонятно чем, когда можно с минимальными усилиями руководить хорошим коллективом.

 

По теме: Управление персоналом сервисной Компании — краткий обзор практик

 

По теме: Что же такое – Ответственность? Как развивать в сотрудниках ответственное отношение к работе.

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP