Инвестиции в командность или командообразование по-умному

Командообразование в организацииАвтор : Алексей Широкопояс — практикующий консультант, главный редактор и аналитик делового портала «Компетенции«

Командообразование в организации — суть вопроса

Недавно мне (текст Алексей Широкопояс) пришлось проводить мероприятие по командообразованию в организации. Но командообразование в менеджменте, связанное не с бесцельным весёлым времяпрепровождением, а действительно обучению людей взаимодействию в командах. Причём не только в сложившихся на тренинге командах, а в командах вообще. Каким же образом сотрудник становится хорошим командным игроком, в любой команде (новой или старой, знакомой или незнакомой, — непринципиально), и как этому научить посвящена эта статья.

Итак, на рынке корпоративного обучения на сегодня предложено много учебных мероприятий по так называемому «командообразованию в организации». Цель таких мероприятий: сплотить сотрудников через упражнения на знакомство и сплочение.

Содержание мероприятий: разного рода двигательная активность которая позволяет сотрудникам лучше узнать друг друга, наладить неформальное общение, укоротить коммуникацию. Что реально достигается – данная группа становится более неформальной, в этом составе и в этой должностной конфигурации. То есть при любой (любой!) перестановке, что бы это ни было — увольнение или приём сотрудника, увеличение или снижение фунционального набора, — эффективность связей снижается. Проще говоря – эффект от мероприятия держиться до такого события, бюджет потрачен впустую. Я уже выступал с критикой такого подхода, читайте hrd №6 2011 год страница 16 –«ТИМБИЛДИНГ: «ВЕРЕВКИ» ВАМ В ПОМОЩЬ» 

 Командообразование в менеджменте

Командообразование в менеджменте — какие затраты ?

Как же сделать так ,чтобы затраты в этой области стали инвестицией в персонал?

  • Первое что необходимо понять:  взаимодействие сотрудника в группе — это целенаправленное поведение  сотрудника с учётом сложившихся неформальных отношений в группе. Примечание: подмена понятия «команда», понятием «группа» не случайна. В бытовом языке «команда» это всё-таки «высокоэффективная группа» — это более точное понятие. Командообразование в организации требует четкой работы с терминами.
  • Второе: такому поведению необходимо и возможно обучить. Примечание: не «…поведению с учётом сложившихся неформальных отношений в ….» конкретной группе своих нынешних коллег, а вообще в любой группе.
  • Третье: «….взаимодействие сотрудника в группе….» происходит через обнаружение потребности группы в определённом профиле (роли) участника и реализации своих способностей очень близко к такому профилю.

Таким образом, у нас определился круг конкретных компетенций (включая комнадообразование в менеджменте), которые надо развивать:

  • Обнаруживать во внутригрупповых отношениях прорехи снижающие эффективность группы в решении бизнес — задач.
  • Знать собственный основной групповой профиль (роль) и уметь полноценно реализовывать.
  • Знать  собственные дополнительные групповые профили (роли) и уметь их реализовывать  в меру своих способностей.

Командообразование в менеджменте — решение проблемы

Прежде, чем переходить к   проектированию тренинга, позволяющему развить эти компетенции необходимо выбрать методологию, описывающую групповое взаимодействие и групповые роли. Вот самые известные из них – по Морено, по Белбину, по Шиндлеру. Мне, как тренеру, консультанту более всего импонирует Белбин: глубоко практично, но с серьёзными ограничениями, без претензий на истину в последней инстанции.

Следующая проблема, которую необходимо решить: каким переводом воспользоваться. Я знаком с шестью, при этом часть из них просто откровенно интерпретирует теорию, противореча первоисточнику. Но это уже проблемы тренерские, так же как и проектирование самого тренинга, и создание активностей. Необходимо заметить, что групповые роли это тема, которая относится к наиболее плохо принимаемым участниками, поэтому подмена непрофессиональным тренером классической модели тренинга семинарским форматом или уж тем более лекционным приводит к срыву тренинга. В данном конкретном случае учёт фаз групповой динамики, циклов Колба, физиологического профиля и многих других «тренерских секретов» при проектировании совершенно необходим. Что же касается ведения, здесь требования много мягче — достаточно, что бы тренер-ведущий, умел выдавать обратную связь, каждому участнику трактуя поведенческую фактуру с точки зрения избранной методологии.

Резюме:

Экономически целесообразней, развивать у сотрудников универсальные компетенции командного взаимодействия, чем платить за «бесполезную беготню по лесу» или «прыжки по деревьям». За те же деньги компания получает персонал, способный эффективно взаимодействовать в командах при любой реструктуризации и перестроении.

Командообразование в организации

Автор публикации

не в сети 2 дня

Редакция

Коллеги ! Рады Вашим публикациям !
Зарегистрируйтесь в личном кабинете, как автор и самостоятельно ведите свою колонку ! Все уникальные статьи попадут в еженедельную рассылку.

Комментарии: 27Публикации: 1276Регистрация: 05-06-2013

Редакция

Коллеги ! Рады Вашим публикациям ! Зарегистрируйтесь в личном кабинете, как автор и самостоятельно ведите свою колонку ! Все уникальные статьи попадут в еженедельную рассылку.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Войти с помощью: 
Генерация пароля