Как новому руководителю избавиться от неподходящих людей

Итак, вы получили повышение в своем коллективе или перешли на руководящую работу в другой коллектив. Прошло 1-2 недели, и вы понимаете: кое-кто не подчиняется

Вы беседуете с человеком, пытаетесь урезонить. Но, если видите, что в течение месяца вашей работы и после нескольких замечаний поведение человека не меняется, необходимо срочно предпринять действия. Ведь, как говорят: гнилое яблоко может испортить всю тарелку яблок, если его во время не убрать. Прежде всего, воспользуемся психологическими способами увольнения, которые, на мой взгляд, хорошо описаны в книгах известного психолога М. Е. Литвака. Идея такова: ругать себя, хвалить подчинённого.

kak_rabotat_s_konfliktami_sotrudnikov
Прежде всего, проведем увольнительную беседу

Например, подчиненный говорит грубо, что вы плохо объяснили ему задание, поэтому он не сделал его вовремя. Подходящая ситуация для увольнительной беседы.

Вы можете сказать: «Да, Пётр Петрович, руководитель я не очень опытный, не смог Вам объяснить. Если бы я объяснил, как следует, вы бы, конечно, сделали все отлично. Вы знаете, Пётр Петрович, наверное, я не подхожу Вам как руководитель, я не понимаю, как я должен вам объяснять. Я не оцениваю ваших способностей по достоинству, требую от вас, заставляю работать на износ. Уверен, что вы найдете того руководителя, который вас оценит. Я не задерживаю вас, приступайте к поиску работы, вот вам бланк заявления, через две недели мы расстаемся, я вас буду отпускать для поиска работы и дам наилучшие рекомендации».

Главное оставаться спокойным и не быть спровоцированным на не нужные эмоции, если работник пытается втянуть вас в обсуждение. Повторяйте одно и то же снова и снова. Могут быть, конечно, истерика, слезы, угрозы. Но как показывает практика, большинство просто уходят.
Но бывает и так, что такой способ не работает. Есть и другие способы психологического давления. Например – «пас в сторону». Работнику не даются никакие задачи, отрезаются все контакты, и дается одно никому не нужное задание, например: изучить литературу по такому-то вопросу и подготовить доклад, а результат не спрашивается. Таким образом, работник держится в состоянии неопределенности и ощущает ненужность своего занятия. Многие этого не выдерживают и уходят.

Неплохо работает фотография рабочего времени

Работнику поручается заполнять отчет о том, чем он занимался с частотой, например, каждые 10 минут. То есть каждые десять минут он должен записать в отчете: что именно он писал, кому звонил, куда ходил (вплоть до туалета). И в конце дня сдавать такой отчет (желательно еще и в рукописном виде) руководителю. Процедуру выдерживают немногие и недолго.
Возможно, вы скажете: жестокие меры. Но чье психологическое здоровье для вас важнее – ваше или его? Конечно, ваше вам ближе. Вы ведь давали понять, что поведение надо исправить, предлагали уйти с хорошими рекомендациями. Он вышел на тропу войны, а на войне как на войне.
Остаются в запасе и юридические средства, но они сопряжены со строгим оформлением процедуры, оформлением документов и денежными выплатами. Их можно оставить на крайний случай.
Например, изменение условий труда — снижение зарплаты, уменьшение количества рабочих часов (ст. 74, п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). В чем трудность? Доказать, что эти изменения необходимы в связи с технологическими и организационными условиями труда, затронувшими всю организацию, а не этого конкретного человека.
В правовом арсенале имеется также увольнение в связи с неоднократным неисполнением работником трудовых обязанностей (п. 5 ч.1 ст. 81 ТК РФ). Здесь необходимо обратить внимание на строгое соблюдение процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности в каждом случае и, конечно, дождаться реальных нарушений. Иначе существует риск восстановления работника по решению суда.
Более затратным, но более надежным представляется увольнение по сокращению штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Суды практически не интересуются обоснованием необходимости самого сокращения, но процедуру необходимо соблюдать тщательно — уведомление за два месяца, предложение имеющиеся вакансий, выходное пособие до трех средних заработков.

И все же юридические способы, на мой взгляд, стоит оставить на самый крайний случай и максимально использовать психологические способы

Два — три увольнения, и вы приобретете навыки увольнительных бесед. И не только будете справляться с увольнениями, но и не будете при этом ни волноваться, ни тревожиться. Важно дать подчиненным почувствовать, что, не смотря на всю свою демократичность (а вы ведь именно такой руководитель), при необходимости вы готовы всех уволить и найти других людей. И Вы этого не боитесь.

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Юлия Жижерина

Бизнес-тренер, консультант по управлению персоналом и трудовому праву. Преподаватель Русской школы управления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP