Каков Индекс готовности российских компаний к цифровой трансформации ?

91% производственных предприятий в России используют устаревающую бизнес-модель. Новое исследование Strategy Partners, но 87% планируют изменения в ближайшие 3-5 лет

 

Компания Strategy Partners (крупнейший российский стратегический консультант) при поддержке оргкомитета международной промышленной выставки «Иннопром» провела федеральное исследование «Индекс готовности российских компаний к цифровой трансформации» и обнародовала результаты по производственным компаниям. Цель проекта – определить текущий уровень готовности компаний к трансформации бизнес-моделей, продуктов и процессов на базе современных цифровых технологий и выявить основные барьеры на пути к цифровизации.

 

В ходе пилотного опроса было опрошено более 100 российских компаний, включая крупнейшие предприятия.

 

Опрос продемонстрировал высокий интерес руководителей компаний к использованию цифровых технологий: большинство отмечают важность цифровой трансформации, примерно у четверти участников опроса имеется соответствующая стратегия

 

цифровая трансформация

 

О намерениях в ближайшие 3-5 лет использовать цифровые технологии для совершенствования производственных процессов заявляет 78% опрошенных, предлагать новые цифровые продукты и услуги собираются 35%. Однако результаты исследования говорят о том, что :

 

Готовность большинства компаний к цифровой трансформации пока низкая, и позволяют сформулировать три ключевых вызова.

Во-первых, компании находятся на ранней стадии цифровой трансформации и в основном ориентированы на операционные аспекты. В более 90% опрошенных компаний текущая бизнес-модель основана на продаже физического объекта. И хотя 87% топ-менеджеров, к компетенциям и профессиональным интересам которых относится стратегическое планирование, отмечают важность изменения текущей бизнес-модели компании в горизонте 3-5 лет, только 30% считают это своим приоритетом.

Во-вторых, уровень автоматизации производственных и административных процессов низкий, а использование цифровых технологий пока ограничивается, в основном, пилотными проектами. Технологии цифрового проектирования в той или иной форме используют 80% компаний; новые материалы, большие данные и облачные технологии – около 60%. С роботизацией, аддитивным производством, интернетом вещей и социальными сетями экспериментирует каждая вторая опрошенная компания, но «продвинутые» искусственный интеллект или блокчейн использует лишь каждая десятая.

 

Спецпроект КОМПЕТЕНЦИИ » ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ СОТРУДНИКОВ:  6 главных вызовов для HR в области обучения»

 

В-третьих, у большинства компаний нет пока ни плана реализации инициатив по цифровой трансформации, ни механизмов управления изменениями. Невелики и объемы инвестиций в цифровизацию. У 62% предприятий доля общей численности персонала, используемого для цифровой трансформации, составляет менее 5%. Причем у 71% компаний общий объем инвестиций на эти цели не превысил 5%. 67% компаний не имеют специального центра компетенций по цифровой трансформации. Среди крупнейших компаний дела обстоят ненамного лучше: только у каждой третьей российской промышленной компании из числа топ-100 рейтинга РБК есть профильный руководитель высшего звена – Chief Digital Transformation Officer (CDO/CDTO).

 

По мнению руководителей производственных предприятий, цифровую трансформацию сдерживает дефицит технологических компетенций: недостаток знаний о технологиях и поставщиках

 

(30% отмечают это как один из главных барьеров) и непонимание эффектов от внедрения цифровых технологий (это отмечают 26%). По 22% руководителей отметили в качестве главного барьера нехватку финансовых ресурсов и отсутствие спроса, только 17% назвали барьером дефицит кадров.

Тем не менее, эксперты Strategy Partners отмечают, что компании ожидают от государства, в первую очередь, развития профильного образования и поддержки корпоративных НИОКР – либо инициатив по внедрению технологических решений: так считают по 35% опрошенных руководителей. 22% ждут стимулов для технологического предпринимательства (гранты, акселерационные программы).

«Результаты пилотного исследования показывают хорошее начало, но многое еще предстоит сделать для повышения готовности российских компаний к цифровой трансформации. Цифровизация может дать бизнесу новые конкурентные преимущества: комплексное применение новых технологий дает резерв роста производительности в 2-3 раза и снижения операционных затрат минимум на треть. Для достижения поставленных целей необходимы новые инструменты поддержки и эффективное партнерство между бизнесом и государством, -— уверен партнер из Strategy Partners Алексей Праздничных. — И как раз «Иннопром» — отличная площадка для решения этих прорывных задач».

 

Спецпроект КОМПЕТЕНЦИИ «Цифровая трансформация HR Опыт российских компаний»

 

Для справки

Консалтинговая компания Strategy Partners работает на рынке с 1994 года. Входит в топ-3 стратегических консультантов российского рынка (по версии Forbes). Компания специализируется на услугах по разработке бизнес-стратегии и внедрению операционных улучшений для средних и крупных российских и международных корпораций, инвестиционных банков, фондов и государственных институтов. В 2018 году в компании был создан Центр цифровой трансформации, который занимается проектами для крупнейших российских компаний в сотрудничестве с Аахенским центром экспертизы индустрии 4.0. Strategy Partners является партнером Всемирного экономического форума в рамках Программы по международной конкурентоспособности стран, а также участвует в других флагманских проектах. Входит в группу ПАО «Сбербанк».

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Редакция

Коллеги ! Поделитесь с нами вашими новостями и достижениями вашей компании в работе с персоналом. Присылайте к нам на consult@hr-media.ru. Все статьи попадут в еженедельную рассылку - обзор отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP