Агентство стратегических инициатив организовало первый всероссийский форум, направленный на развитие профессиональной среды наставничества «Наставник — 2018». Форум прошел с 13 по 15 февраля 2018 года на площадке 75 павильона ВДНХ и объединил несколько тысяч человек, вовлеченных в практики наставничества: действующих наставников на предприятиях, представителей HR-департаментов крупнейших государственных и бизнес-корпораций, органов федеральной и региональной власти, сотрудников некоммерческих организаций и образовательных учреждений.
Форум состоял из четырех основных блоков: «Наставничество на производстве», «Наставничество в социальной сфере», «Наставничество в образовании и кружковом движении», «Наставничество в бизнесе и предпринимательстве».
Рустем Бакиров, генеральный директор ООО «Башнефть-Добыча» принял участие в дискуссии «Практики отбора и подготовки наставников на производстве» . Представляем саммери его выступления на Форуме.
ООО «Башнефть добыча» занимает 4 место в России по объему добычи нефти. Компания входит в структуры «Роснефть», имеет 9000 человек сотрудников. С учетом текучки, очень важна качественная замена персонала и быстрое вхождение его в работу. У нас много опасных производственных факторов, поэтому важно, чтобы при вхождении в рабочий процесс работник получал сведения по безопасности труда. В связи с этим, для нас наставничество – самая эффективная форма обучения.
Работа и обучение происходят на одном месте, так сказать, в боевых условиях. Личность наставника – важная роль в этом процессе. Он должен создать атмосферу доверия и сотрудничества. Наставничество не получило бы такого распространения, если бы не было выгодно как для наставляемого, для наставника, так и для предприятия.
Одна из главных причин, почему опытные сотрудники берут эту роль – это получение удовольствия от этой роли, при всех ее сложностях и дополнительной нагрузке. Это часто является элементом социальной карьеры и повышением социального статуса на предприятии, и является признанием профессионального мастерства и авторитета.
Как мы отбираем и готовим наставников:
Каждый новый наш сотрудник имеет своего наставника. Наставник помогает адаптироваться и войти в режим на рабочем месте, освоить безопасность на рабочем месте. Важно иметь уклон не только на обучение, но и на безопасность. Для ИТР работника делается уклон в сторону научно-технического обучения на месте. Спектр задач наставника – адаптация. Прививание корпоративных ценностей и профессиональное развитие.
Особый подход – к молодым специалистам и рабочим. Таким сотрудникам прикрепляется два наставника, по рабочей и ИТР специальности. Процесс отбора и подготовки наставников часто похож на стандартную закупочную процедуру. Сначала мы определяем профиль наставника, формируем список претендентов, проводим их оценку по компетенциям наставничества. Далее идет выбор и подготовка наставника. Учитывая, что наставничество идет на личном общении, то при выборе кандидатов в наставники необходимо серьезно подходить к личным качествам и их профессиональным компетенциям.
Спецпроект портала КОМПЕТЕНЦИИ «Практики отбора и подготовки наставников на производстве»
По каким параметрам мы оцениваем кандидата в наставники:
- Ценности компании
- Корпоративные управленческие компетенции (опыт, знания, лояльность)
- Добровольное желание заниматься наставничеством
Требование к наставничеству рабочих является составляющей квалификационного профиля по профессии.
Каковы этапы отбора и обучения:
1 этап — руководители структурных подразделений выдвигают своих кандидатов в наставники. Ознакомление кандидатов с процедурами наставничества. Установочные семинары. Ознакомление со стандартом по наставничеству.
2 этап – оценка по компетенциям наставников. В компании имеются готовые пакеты тестов (политики компании, кейсы), которые позволяют оценить кандидатов.
3 этап – выбор. Мы можем подтянуть по некоторым компетенциям выбранных специалистов. Есть ряд лидерских компетенции, которые не позволяют пройти этот барьер и некоторые кандидаты отсеиваются. Бывают ситуации, когда из 145 кандидатов отсеивается 30-40 человек.
4 этап. — очное обучение по программам «Мастерство наставников»,внутреннее обучение, мастер-классы и тренинги. Самоподготовка и он-лайн обучение.
Итоги 2017 года:
112 наставников, 410 наставляемых, 11 из них – участники межрегиональной НТ конференции, 5 человек включены в кадровый резерв, 1 человек – победитель конкурса «Лучший по профессии»
По теме: Тренинг «Наставничество. Продвинутый уровень»