Часто родители, желая видеть будущее своих детей благополучным, стремятся дать им хорошую и востребованную профессию. В девяностых прагматичные родители массово учили отпрысков на юристов и экономистов, в нулевых – на программистов и менеджеров, сейчас мечтают видеть их чиновниками и сотрудниками госкорпораций.
Как показывают опросы выпускников старших классов, подростки стремятся работать в «Газпроме», «Роснефти», «Росатоме», и не важно, на какой должности и по какой специальности. Далее по популярности следуют силовые структуры, госслужба в различных министерствах и ведомствах. Существенно менее популярны транснациональные корпорации и крупные иностранные компании, а банки и российские коммерческие компании жалко плетутся в конце рейтинга.
О желании открыть свое дело заявляют единицы старшеклассников. Предпринимательство сейчас непопулярно, ни у взрослых, ни у детей
Количество малых бизнесов, основанных смельчаками-предпринимателями в последние 10-15 лет стремительно сокращается: все эти магазинчики, кафешки, химчистки, ателье и прочие «частные лавочки» не развиваются, а борются за выживание. Средний бизнес: рестораны, отели, автомобильные, мебельные, строительные компании стремительно вытесняются большими «около государственными» структурами. Экономические условия для предпринимательства становятся все сложнее: кредиты дорожают, налоги растут, бюрократические барьеры усиливаются.
В общественном сознании бизнесмен – это рисковый игрок, пытающийся проскочить между жестокими законами рынка и суровой государственной машиной. В такой экономической ситуации очень немногие родители вдохновляют детей перспективами открытия собственного бизнеса. На это решаются либо смельчаки, уже отправившиеся в самостоятельное плавание по бурному морю бизнеса, либо романтики, верящие в перемены инвестиционного климата, либо стратеги, готовящие своих детей к жизни там, где занятие бизнесом почетно и уважаемо.
К предпринимательству можно подготовить, но ему нельзя научить, ведь это не профессия и не специальность, освоив которую человек будет «работать бизнесменом». Это, скорее, комплекс навыков, способностей, психологических качеств. Развивая их в ребенке с раннего возраста, можно подготовить его к ведению самостоятельного дела.
Думаю, самое важное — это развитие организаторских способностей, лидерских качеств и творческого мышления. Для предпринимателя очень важно уметь находить нестандартные решения для рутинных вопросов. Это и формирует добавочную стоимость любого продукта или услуги, за которую платят клиенты.
Также очень важно поощрять в ребенке настойчивость, упорство, терпение, так как построение бизнеса требует сильной воли, готовности преодолевать трудности, веры в успех своей идеи. Любые курсы, тренинги, учебные или игровые программы, помогающие формировать и развивать в детях эти качества будут востребованы, так как применение результатов универсально.
Вне зависимости от того, будет ли человек работать в госсекторе, коммерческой структуре или откроет собственное дело, ему необходимо будет контактировать с людьми, а значит, понадобятся навыки деловых коммуникаций. Для продвижения идей и проектов необходимо иметь презентационные навыки. Чтобы убеждать собеседников в своей правоте, важно уметь ярко и лаконично излагать свои мысли.
Если хочется быстро и эффективно добиваться результатов в работе, необходимо уметь работать с большими объемами информации, иметь организаторские способности и сильный и настойчивый характер. Развивая в детях универсальные качества и навыки, можно подготовить их к условиям быстро изменяющегося будущего и предоставить им право самостоятельного выбора способа существования в нем.
По теме: Креативные лидеры в бизнесе и стиль их управления