Автор: Алексей Широкопояс, основатель проекта КОМПЕТЕНЦИИ,
тренер-консультант, эксперт по развитию персонала
Смешанные форматы обучения сотрудников обусловлены двумя вещами: глобальные изменение мира и изменение людей. Если такси раньше вызывали по телефону, сейчас – через мобильные приложения, и в остальном мы видим подобные изменения. Большинство кандидатов сейчас – это поколения Y и Z, они живут и мыслят по новому. Их отличает то, как они воспринимают информацию, лучше воспринимают через видеомикроформаты, сразу реагируют на сообщение, чаще пользуются мессенджерами, общаются гифками и эмоджи. С другой стороны, есть бизнес с четкими рамками и HR с его стремлением соединиться с маркетингом и digital.
Задачи от бизнеса очень четкие:
- обучение должно быть максимально практическим;
- больше хард — скиллс, чем софт,
- обучение должно быть оперативным с большим охватом аудитории.
При этом, компании предпочитают видеть в числе тренеров топ-спикеров и с минимумом финансовых затрат. Поэтому компании стали включать смешанные форматы более активно
Основные форматы здесь могут быть:
- Очные курсы и тренинги;
- Видеолекции;
- Чат-боты;
- Бизнес-симуляции;
- Геймификация;
- Вебинары;
- Курсы дистанционного обучения;
- Включение микро видеоформатов в очный тренинг;
- Электронные библиотеки и мобильные приложения;
- Онлайн конференции;
- Тестирования.
Обучение должно проходить красной линией через всю компанию от топ — менеджмента до рядовых сотрудников. Например, если в компании есть ведущие компетенции, которые развивают все сотрудники – это Лидерство и Инновации, то эти тематики должны быть в программах, как у топов, так и у линейных сотрудников. Программы по ним должны быть и в вебинарах, практических мастерских и в курсах.
Кейс. Смешанное обучение. Как сохранить драйв при переходе в виртуальный формат
Примеры смешанных программ
Например, директора регионов должны обладать большим спектром компетенций – управленческих, стратегических, но при этом, это люди, общающиеся на одном языке со всеми региональными сотрудниками. Пример программы для развития бизнес-мышления у руководителей подразделений: сочетание очных тренингов и бизнес-симуляций и практических онлайн коучингов через 3-4 месяца с разбором собственных кейсов, плюс тестирование.
Еще один вариант — обучение для линейных руководителей, когда сотрудник перед тренингом получает кейсы, решает их дистанционно, проходит тестирование и после этого приходит на очный тренинг, где он может лично задать вопросы, отработать некие навыки.
Если у компании стоят задачи развития проектных навыков у сотрудников и развития инновационного мышления, есть практики разработки модульных программ, где сотрудники сами генерят проекты, которые сами же воплощают в дальнейшем. Если компания территориально развернутая, можно разработать онлайн-курсы с которых начинается проект и далее привлекать наставников или менторов для защиты проектов очно.
Интересный формат – это возможность развития коучинговых программ для руководителей, как в очных форматах, так и онлайн, где проводятся вебинары и онлайн курсы по данной теме.
Резюме: вариантов сочетания различных форматов в одном учебном курсе или даже учебном мероприятии масса, это не осложняет жизнь тренеру или методологу, а наоборот , облегчает и делает обучение более эффективным. Если раньше мы по любому поводу включали работу тренера (фасилитатора) – а это дорого и не всегда оправдано, то сейчас мы можем выбрать и более бюджетные варианты. Это похоже на большой набор инструментария, вместо одного очень универсального, а стало быть, не всегда оправданно, дорогого инструмента.
Кейс. Смешанные форматы обучения для молодых специалистов: лучший опыт, ошибки и выводы