Стимулирование обсуждений. Как найти искру, которая разожжет дискуссию

Недавно завершилась Восьмая конференция российских фасилитаторов «Вовлечение в трансформацию»

Успех развития компаний во многом определяется людьми. Именно поэтому навыки фасилитации нужны сегодня всем: людям, командам, организациям.

Редакции КОМПЕТЕНЦИИ удалось побывать на мероприятии и посетить ряд мастер-классов и выступлений.

Сегодня хотим представить мастер класс Джеффера Лондона,

Jeffer_LondonМеждународного  фасилитатора, члена IAF, автора книг и создателя открытого проекта #stimulatingconverstaions.

Стимулирование обсуждений. Наслаивающиеся вопросы. Как найти искру, которая разожжет дискуссию

Джеффер Лондон собирает инсайты и подходы в свою новую книгу «Стимулирование обсуждения», и приглашает вас к ней присоединиться. Обсуждение построено на коллективных идеях и прошлом опыте участников таких дискуссий, которые Джеффер проводил по всему миру, с участниками из самых разных стран и культур.

Главный интерес Джеффера – инструменты построения вовлеченности, работающие с любыми культурами. Джеффер родился в Америке, долго жил и работал в Японии, Испании и Италии. С 1995 года постоянно живет в Бельгии. Вел фасилитационные проекты во всех европейских столицах, Китае, Вьетнаме, США.

“Если бы у меня был час на решение
проблемы, от которого зависит моя
жизнь, я бы потратил первые 55
минут на поиск правильного вопроса,
потому что если я знаю правильный
вопрос, я могу решить проблему
менее, чем за пять минут.” —
Альберт Эйнштейн

Как найти тот самый вопрос?

Эта практика возникла, когда небольшая команда пыталась найти центральный вопрос, который послужил бы катализатором дискуссии для приглашённых гостей. Ожидаемая большая компания состояла из людей с разными потребностями, большим опытом и, казалось, собравшихся вместе по разным причинам.

  • Перед нашей группой стояла задача свести этих людей вместе – и они начали задавать вопросы.
  • Какова тема встречи?
  • Почему они присоединились?
  • Что хорошегов объединении?
  • В чём ценность объединения?
  • Какова ценность участия?
  • Что привносят участники?
  • Как они видят ценного участника?
  • Какие вопросы вы хотите задать?
  • Как эти вопросы на вас влияют?
  • Как эта дискуссия может ответить на ваши вопросы?
    Какие вопросы вы хотите исследовать со своими партнёрами?

Поток вопросов:

Каждый человек из небольшой команды добавлял новый вопрос – основываясь на предыдущем и слегка углубляя его.

Никто не высказывал критики, они просто добавляли вопросы – один за другим,
пока не появились вопросы с глубоким смыслом.

Через дюжину вопросов самые значимые они стали записывать. Проверив вопросы
на партнёрах и внеся некоторые изменения, они сделали вопросы более личными и универсальными – превратив их в приглашение к дискуссии.

Формирование начала дискуссии:

Вот несколько вопросов, которые они задавали сами себе, чтобы
превратить свой вопрос в катализатор дискуссии:
• Является ли этот вопрос релевантным в реальной жизни и в
реальной работе людей, которые будут его изучать?
• Настоящий ли это вопрос – действительно ли я/мы не знаем на него
ответа?
• Какую «работу» этот вопрос должен выполнить? (Какие дискуссии,
значения и чувства пробудит он в людях)?
• Может ли этот вопрос пробудить свежие мысли/чувства? Достаточно
ли он привычный чтобы быть релевантным, и достаточно ли
уникальный, чтобы быть особенным?
• Какие предположения или убеждения заложены в основу этого
вопроса?
• Пробудит ли этот вопрос надежду, воображение,
заинтересованность, желание действовать и искать новые
возможности? Или фокус останется на прежних застаревших
проблемах?
• Оставляет ли этот вопрос место для новых отличных от этого
вопросов, чтобы исследовать их, когда этот вопрос себя исчерпает?

Открытые вопросы:

Что делает вопрос ярким? В потрясающе выразительном
выражении Фрэн Пиви отметила: “Вопросы похожи на рычаг, который
вы используете, чтобы открыть присохшую крышку у банки с
краской…. Если рычаг слишком короткий, крышку получится только
сломать. Но если найти рычаг подлиннее – вопрос подинамичнее –
крышку можно открыть совсем широко и как следует всё
перемешать… Если верный вопрос задан, и он проникает достаточно
глубоко, мы можем развернуть все творческие решения.”

Техника наслаивающихся вопросов:

Попробуйте эту технику, чтобы найти животрепещущий вопрос для своего проекта.
1. Найдите место, где 3-4 человека могу спокойно поговорить,
2. Двое садятся друг напротив друга, в «позе мыслителя»,
3. Остальные 1-2 человека становятся сзади, готовясь
записывать вопросы,
4. Первый мыслитель предлагает вопрос
5. Второй мыслитель предлагает встречный вопрос
6. Первый и второй мыслители озвучивают вопросы, пока один
из них не иссякнет,
7. Один из писцов касается плеча мыслителя, и меняется с ним
местами,
8. Новая пара роет глубже, пока в игру не входит новый писец,
9. Продолжайте, пока не получите «ага, вот этот вопрос» или
пока тема не сойдётся в одной точке
10. Обратитесь к записям, чтобы отполировать и проверить
вопрос.

Эта практика возникла, когда небольшая команда пыталась найти центральный вопрос,

Мыслитель: Пытается найти вопрос
слушая вопрос,
предлагая вопрос,
слушая вопрос,
предлагая вопрос…

Писец:  Записывает
накапливающиеся
вопросы и меняется
ролями с
мыслителем, чтобы
добавить в процесс
энергии.

 

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Редакция

Коллеги ! Поделитесь с нами вашими новостями и достижениями вашей компании в работе с персоналом. Присылайте к нам на consult@hr-media.ru. Все статьи попадут в еженедельную рассылку - обзор отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP