Автор : Татьяна Новикова, HR-директор ООО «Инфомаксимум»
Удаленная работа становится все более популярной как среди сотрудников, так и среди работодателей. Но, как и любое новое веяние, такой способ трудового взаимодействия вызывает много вопросов.
Если на Западе это уже давно зарекомендовавшая себя практика, то в нашей стране, порой трудно разобраться, что же из себя вообще представляет удаленный сотрудник. В памяти всплывают такие понятия как «фрилансер», «свободный график работы», «надомник», «удалённый работник» и пр.
Кто есть кто?
«Фрилансер» – это чаще всего профессионал, который выполняет определённый объем задач, но при этом не связан с нанимателем какими-либо трудовыми отношениями. Такая работа чаще всего регулируется договорами подряда и оказания услуг, т.е. это область гражданско-правовых отношений. Хотя никто не исключает оформление согласно ТК РФ.
Кто такие «надомники»?
Согласно ТК РФ (ч. 1 ст. 310): «Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет». В этом случае дом работника – это место косвенно находящееся под контролем работодателя и оно указано в договоре. Результат такого труда чаще всего имеет материальную форму. Дистанционный сотрудник выполняет свою работу вне места нахождения работодателя.
Главное отличие удаленного сотрудника от «надомника» и от наёмного сотрудника состоит в том, что его рабочее место неподконтрольно работодателю, в юридическом смысле он его вообще не имеет
Отношения с таким работником также контролируются ТК РФ.
Свободный график предполагает, что сотрудник находится в офисе неполный рабочий день или неделю, время начала и окончания его работы может быть плавающим. Таким образом, «гибкий график» (именно такое определение обозначено в ТК РФ) – это лишь разновидность рабочего режима, но не удалённая работа.
Получается, что из-за смешивания понятий к удалённым сотрудникам ошибочно относят все вышеперечисленные определения. На самом же деле – это только дистанционные сотрудники и «надомники», хотя, как теперь ясно, и между ними есть отличия.
Видео. Как найти удаленного сотрудника и добиться с ним успехов?
Чаще всего у работодателя возникают вопросы относительно контроля именно удалённых сотрудников
Исключаем «неизвестные». Руководитель понимает свои выгоды: в первую очередь это экономия на организации рабочего места, на заработной плате (ведь вместо столичного работника можно найти специалиста в регионе). Также на большей свободе в выборе профессионалов (уникальных специалистов в своей области порой найти очень непросто, а в случае с организацией удалённой работы эта задача упрощается) и др. Но как понять, что работа осуществляется эффективно? Как объективно оценить временные затраты на выполнение конкретной задачи? Как узнать, на что тратит своё рабочее время такой сотрудник? И не «исчезнет» ли он совсем?
Как контролировать удаленного сотрудника ?
- «Исчезнуть бесследно» удаленный сотрудник не может – его с работодателем связывает трудовой договор, а значит, совершенно чёткие обязательства по отношению друг к другу. Такие сотрудники имеют определённое количество рабочих часов, фиксированную должность, находятся в постоянном взаимодействии со всей командой и пр.
- У таких работников есть определённые рабочие часы, и они (если этому не мешает часовой пояс) могут совпадать с рабочими часами офисных работников. Кроме того, ничто не мешает руководителю держать связь с ними посредством чата, isq, skype и т.п., сделать обязательным участие в митингах.
- Выяснить количество затраченных на работу часов помогут таск-менеджеры (Trello, Asana, Do.com, Rule.fm, Basecamp и др.) и системы контроля времени (CrocoTime, Большой Брат, Офис-Метрика и др.). Они также смогут проанализировать эффективность рабочего времени и дать объективную оценку загруженности удалённого сотрудника. Однако, на установку такой программы на личный компьютер (если работодатель не обеспечил «офисным») потребуется письменное соглашение сотрудника.
- Использование отчётов в работе – способ всем известный и проверенный. Единственный его недостаток – трудоёмкость. К тому же ничто не мешает удалённому работнику немного «приукрасить» показатели. Однако, если этот инструмент контроля для вас наиболее привычен и понятен, можно практиковать и его.
- Если дистанционному работнику по должностным обязанностям нужно контактировать с клиентами и партнёрами, руководитель может наладить с последними обратную связь. Это поможет оценить качество выполняемых сотрудником работ.
Чем меньше «неизвестных», тем проще организовать и оценить преимущества работы с удалёнными сотрудниками
Системный подход к контролю их рабочего дня поможет подстраховать обе стороны: руководитель получит возможность объективно оценивать профессиональную отдачу дистанционного работника, сам же работник – возможность фиксировать свои переработки и делать их очевидными для работодателя, а значит получать за них оплату.
Коронавирус. Как российские компании переходят на удаленную работу ввиду карантина
Мы своих «удаленщиков» контролируем с помощью Yaware.Online
Просто для контроля сотрудников удобно пользоваться StaffCounter
Я всем сотрудникам, вне зависимости от того, удаленные или нет, ставлю задачи в Deskun.