Удалённый сотрудник: кто он и как его контролировать?

 

kak kontrolirovat udalennogo sotrudnikaАвтор : Татьяна Новикова,

HR-директор ООО «Инфомаксимум»

 

 

 

 

 

Удаленная работа становится все более популярной как среди сотрудников, так и среди работодателей. Но, как и любое новое веяние, такой способ трудового взаимодействия вызывает много вопросов.

Если на Западе это уже давно зарекомендовавшая себя практика, то в нашей стране, порой трудно разобраться, что же из себя вообще представляет удаленный  сотрудник.

В памяти всплывают такие понятия как «фрилансер», «свободный график работы», «надомник», «удалённый работник» и пр.

Кто есть кто?

«Фрилансер» – это чаще всего профессионал, который выполняет определённый объем задач, но при этом не связан с нанимателем какими-либо трудовыми отношениями. Такая работа чаще всего регулируется договорами подряда и оказания услуг, т.е. это область гражданско-правовых отношений. Хотя никто не исключает оформление согласно ТК РФ.

 

Кто такие «надомники»? Согласно ТК РФ (ч. 1 ст. 310): «Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет». В этом случае дом работника – это место косвенно находящееся под контролем работодателя и оно указано в договоре. Результат такого труда чаще всего имеет материальную форму.

Дистанционный сотрудник выполняет свою работу вне места нахождения работодателя.

Главное  отличие  удаленного сотрудника от «надомника» и от наёмного сотрудника состоит в том, что его рабочее место неподконтрольно работодателю, в юридическом смысле он его вообще не имеет.

Отношения с таким работником также контролируются ТК РФ.

Свободный график предполагает, что сотрудник находится в офисе неполный рабочий день или неделю, время начала и окончания его работы может быть плавающим. Таким образом, «гибкий график» (именно такое определение обозначено в ТК РФ) – это лишь разновидность рабочего режима, но не удалённая работа.

Получается, что из-за смешивания понятий к удалённым сотрудникам ошибочно относят все вышеперечисленные определения. На самом же деле – это только дистанционные сотрудники и «надомники», хотя, как теперь ясно, и между ними есть отличия.

Исключаем «неизвестные»

Чаще всего у работодателя возникают вопросы относительно контроля именно удалённых сотрудников

Руководитель понимает свои выгоды: в первую очередь это  экономия на организации рабочего места, на заработной плате (ведь вместо столичного работника можно найти специалиста в регионе). Также на большей свободе в выборе профессионалов (уникальных специалистов в своей области порой найти очень непросто, а в случае с организацией удалённой работы эта задача упрощается) и др. Но как понять, что работа осуществляется эффективно? Как объективно оценить временные затраты на выполнение конкретной задачи? Как узнать, на что тратит своё рабочее время такой сотрудник? И не «исчезнет» ли он совсем?

Как контролировать удаленного сотрудника ?

  1. «Исчезнуть бесследно» удаленный сотрудник не может – его с работодателем связывает трудовой договор, а значит, совершенно чёткие обязательства по отношению друг к другу. Такие сотрудники имеют определённое количество рабочих часов, фиксированную должность, находятся в постоянном взаимодействии со всей командой и пр.
  2. У таких работников есть определённые рабочие часы, и они (если этому не мешает часовой пояс) могут совпадать с рабочими часами офисных работников. Кроме того, ничто не мешает руководителю держать связь с ними посредством чата, isq, skype и т.п., сделать обязательным участие в митингах.
  3. Выяснить количество затраченных на работу часов помогут таск-менеджеры (Trello, Asana, Do.com, Rule.fm, Basecamp и др.) и системы контроля времени (CrocoTime, Большой Брат, Офис-Метрика и др.). Они также смогут проанализировать эффективность рабочего времени и дать объективную оценку загруженности удалённого сотрудника. Однако, на установку такой программы на личный компьютер (если работодатель не обеспечил «офисным») потребуется письменное соглашение сотрудника.
  4. Использование отчётов в работе – способ всем известный и проверенный. Единственный его недостаток – трудоёмкость. К тому же ничто не мешает удалённому работнику немного «приукрасить» показатели. Однако, если этот инструмент контроля для вас наиболее привычен и понятен, можно практиковать и его.
  5. Если дистанционному работнику по должностным обязанностям нужно контактировать с клиентами и партнёрами, руководитель может наладить с последними обратную связь. Это поможет оценить качество выполняемых сотрудником работ.

Чем меньше «неизвестных», тем проще организовать и оценить преимущества работы с удалёнными сотрудниками

Системный подход к контролю их рабочего дня поможет подстраховать обе стороны: руководитель получит возможность объективно оценивать профессиональную отдачу дистанционного работника, сам же работник – возможность фиксировать свои переработки и делать их очевидными для работодателя, а значит получать за них оплату.

 

 

 

 

 

 

 

Автор публикации

не в сети 22 часа

Редакция

Коллеги ! Рады Вашим публикациям !
Зарегистрируйтесь в личном кабинете, как автор и самостоятельно ведите свою колонку ! Все уникальные статьи попадут в еженедельную рассылку.

Комментарии: 27Публикации: 1227Регистрация: 05-06-2013

Редакция

Коллеги ! Рады Вашим публикациям ! Зарегистрируйтесь в личном кабинете, как автор и самостоятельно ведите свою колонку ! Все уникальные статьи попадут в еженедельную рассылку.

Вам также может понравиться

3 мысли о “Удалённый сотрудник: кто он и как его контролировать?

  1. Я всем сотрудникам, вне зависимости от того, удаленные или нет, ставлю задачи в Deskun.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Войти с помощью: 
Генерация пароля