Рассказывает Ксения Шурыгина, руководитель коворкинга ОАК Botanika24
Работать в коворкинге, находя там же клиентов, партнеров, запуская новые проекты в коллаборации, является одной из эффективных бизнес-моделей. А что если находится в такой бизнес-среде 24/7?
Начавшийся довольно давно бум на коворкинги продолжает расширяться. Причем это касается не только масштаба, но и форматов. Сейчас их довольно много, и самый популярный – смешанный тип. Здесь могут находиться организации из разных сфер: дизайн студия может соседствовать с аудиторской конторой, видео продакшн – с производителями оборудования для грузоподъемных механизмов. Существуют и специализированные коворкинги, когда в одном пространстве располагаются люди из одной отрасли. Другие варианты: lifestyle, для родителей с детьми, производственные и т.п.
Но, какой бы ни был формат, «гибкий офис» как бизнес окружен различными рисками. Например, повышение цен. Как правило, помещения коворкингов находятся в аренде. По завершении срока аренды владелец может увеличить стоимость на следующий период. Второй важный момент – обслуживание всех сервисов коворкинга: бесперебойная работа интернет, исправность всей оргтехники, постоянное наличие чая и кофе и т.д. Некоторые владельцы «гибких офисов» считают, что запуск сети поможет хеджировать подобные риски за счет увеличения прибыли и возможности занять бóльшую долю рынка.
Отмечу, что стратегию развития такого бизнеса как коворкинг стоит выбирать, проанализировав общую тенденцию мирового рынка. Сейчас мы видим, что количество коворкингов в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР) увеличилось на 15%. На втором месте – США, на третьем – Европа. Рынок продолжает расти, но среди офисной недвижимости занимает лишь 10%. Казалось бы, есть куда расти. Но поколение миллениалов диктует свои правила. Зачем ездить или ходить куда-то, если бизнес-среду можно организовать в месте проживания?
Именно для молодых и активных, был создан коливинг – формат для работы и жизни, своего рода «кремниевая долина». В таких центрах можно полностью погрузиться в проект, тем самым в разы сократив время его запуска. Больше всего коливингов – в США. Здесь можно найти довольно выгодные предложения. Например, снять отдельную студию на Манхэттене стоит примерно 3-4 тыс. долл. А комнату в коливинге на четверых – за 7-8 тыс. долл. В России сложилась иная ситуация. Один из первых московский центров предлагал комнаты за 49 тыс. руб., что оказалось дорого для молодых специалистов, стартаперов из других городов.
Безусловно, в нашей стране у рынка коливингов большое будущее. Но пока отсутствует рабочая бизнес-модель, а также требуются серьезные финансовые вложения, к которым инвесторы, судя по всему, не готовы.
Теперь можно вернуться к вопросу, заменят ли коливинги коворкинги?
Обсудив разницу форматов и текущее состояние рынка каждого направления, можно сказать, что пока оба варианта существуют параллельно, и ждать замены в ближайшем будущем не стоит.
Коворкинг VS Офис. Качественное изменение офисного рынка или временная мода?