Оценка компетенции персонала — незаменимый и крайне эффективный инструмент, который в руках HR-специалиста превращается в универсальное решение по подбору штата для компании. Как и множество других профессиональных вариантов, проверка компетенции специалистов обязывает к разработке определённого набора решений, учитывая которые глава компании или эйчар может рассчитать все риски и сформировать сильный коллектив. В этой статье разберёмся с одним из таких решений — интервью по компетенциям (ИПК) — и объясним, в чём оно может быть полезно и какие вопросы задавать сотрудникам.
Когда используют интервью по компетенциям
ИПК — многофункциональный инструмент, и его преимущества можно применять практически на всех этапах жизненного цикла сотрудников.
Зачастую интервью по компетенциям используется в одном из нескольких случаев:
-
При ротации специалистов
Перевод или перемещение персонала организации с одной должности на другую в рамках одной компании или подразделения позволит улучшить эффективность работы специалистов. В процессе проведения интервью можно будет выявить лучших и худших работников, в том числе и повысить самых трудолюбивых/компетентных в своем деле.
-
Для определения эффективности работы сотрудников
Изучение компетенции рабочего персонала помогает сформировать сильный штат, эффективность работы которого благоприятно скажется на всей компании, а также прибыльности реализуемых проектов. В перспективе это может означать лишь одно — организация сможет выделить все слабые звенья и избавиться от них (заменив на более компетентных работников).
-
При подборе штата
Начинающим бизнесменам (в т. ч. стартаперам) и опытным предпринимателям будет выгодно работать с экспертами в своей области. Следовательно, ещё на этапе набора персонала целесообразно исключить любые отрицательные факторы, которые могут неблагоприятно сказаться на процессе работы.
-
Перед повышением работника в должности (чтобы выявить все риски)
Учитывая все слабые и сильные стороны специалиста, который последнее время показывает хорошие результаты, руководящее звено может повысить своего сотрудника. Однако и для этого придется взвесить все риски — возлагая больше обязанностей и увеличивая заработную плату, бизнес может встретить определённого рода сложности. Связаны последние могут быть, например, с проблемами обеспечения соответствующего качества (чаще всего специалисту просто не хватает знаний, чтобы выполнять поставленные перед ним задачи). Это неминуемо влечёт за собой проблемы и сложности — сотрудника требуется переобучать, на что уйдёт немало времени и денег.
-
При разработке плана обучения специалистов
Наличие сложностей в работе требует принятия эффективных и незамедлительных решений, в числе которых формирование профессионального плана обучения специалистов. Он может включать как стандартные, так и индивидуальные программы. Последние благоприятно скажутся на эффективности работы специалистов. Именно поэтому перед началом ИПК следует грамотно подойти к основному плану повышения квалификации или улучшения профессиональных компетенций.
-
На этапе формирования рейтинга сотрудников
Для повышения заработной платы и грамотного распределения нагрузки на персонал требуется провести его интервьюирование. На практике оно может рассказать о сильных и слабых сторонах сотрудников, оперируя которыми получится сформировать рейтинг лучших специалистов за год, а также понять причину низкой эффективности работников.
-
Перед принятием в кадpовый резерв
Кадровый резерв имеет не менее серьёзные требования к потенциальной части команды, ведь именно он, включающий несколько человек или десятки сотрудников, может понадобиться в самый неожиданный момент, когда компании нужно в короткие сроки найти замену руководителям.
-
При создании плана развития компании
Разработка эффективной методики продвижения компании за счёт оптимизации большинства процессов, устранения слабых звеньев, поощрения экспертов в своей области и обеспечения лучшего качества работы требует принятия комплексных мер. В числе последних — глубокая аналитика профессиональных качеств, которая в дальнейшем позволит скорректировать работу персонала, а также добиться лучшего результата трудовой деятельности.
-
Перед грейдированием персонала и др.
Непосредственно перед началом грейдирования персонала следует позаботиться о том, чтобы на руках были актуальные данные по каждому из сотрудников — его сильные и слабые стороны. Именно они позволят провести глубокую аналитику, оперируя которой удастся достичь оптимальных результатов перед стандартизацией оплаты труда.
Чтобы достичь наилучшего результата при решении любой из задач, важно знать, как провести интервью со специалистами. Это обусловлено тем, что к каждому кандидату предъявляются особые требования и все они тесно взаимосвязаны. Если HR-специалист, например, проводит сбор данных и определяет компетенции штата, ему будет проще контролировать активность и продвижение сотрудников по карьерной лестнице.
Вопросы для интервью по компетенциям
Оценка при компетентностном подходе, а также подготовка вопросов для интервью, подразумевают процесс сбора информации и разработку уникального плана опроса, в соответствии с которым каждый получит возможность проявить себя, свои навыки и таланты. Чтобы помочь раскрыться сотрудникам как личностям, необходимо позаботиться о каждой детали — от тона общения до корректности беседы на выбранные темы. Как правило, вопросы для интервью по компетенциям подразумевают скрупулезный отбор, затрагивающий не один, а сразу несколько моментов трудовой компетенции.
Структурированное интервью — не набор вопросов, которые могут быть заданы специалистам, а результат глубоких исследований, проведенных HR-ом. В большинстве своём оно представляет собой моделирование ситуаций, решение которых позволит определить ключевые качества специалистов. В числе последних могут оказаться как глубокие компетенции, так и поверхностные компетенции. Чтобы понять их эффективность, достаточно привести пример грамотного интервью, которое сможет послужить лучшим инструментом оценки.
-
«В отдел по работе с премиум-клиентам поступила жалоба на сотрудника О. Клиент просит, чтобы к нему были приняты самые жёсткие меры — вплоть до увольнения. От вас требуется принятие сложного и ответственного решения. Как вы поступите — уволите и доложите об этом клиенту или проведёте беседу с сотрудником и принесёте извинения от компании?». Обращая внимание на то, что психология специалиста считается неотъемлемой частью работы, эйчары стремятся сделать всё, чтобы определить как положительные, так и отрицательные стороны. В этом им помогает обратная связь — её могут попросить предоставить сразу на интервью.
-
«В штате компании есть неквалифицированные сотрудники. Они не могут обеспечить лучшее качество предоставления услуг. Что можно с этим сделать, чтобы не потерпеть убытки?». Данный вопрос направлен на управляющее звено. Он позволит определить личные качества — лидерский потенциал и способность коммуникации с другими людьми. Личные качества директора или начальника отдела — основа всей трудовой деятельности коллектива, ведь именно от настроения в «строю» и зависит качество предоставления услуг.
-
«Перед вами представлена задача, выполнение которой требует принятия комплексных и незамедлительных мер. Как вы поступите — используете давно проверенный план или разработаете свой собственный? Важно, чтобы сроки не были сорваны, а сам исполнитель сумел проявить креативный подход». Этот вопрос поможет обратить внимание на ключевые компетенции профессиональной подготовки, формирующие общее представление о работе и подходе к ее осуществлению.
-
«У вас опыт работы — 5 лет. Сталкивались ли вы когда-нибудь с проблемами, связанными, например, с написанием кода?». Смоделированная ситуация позволит получить информацию по актуальным проблемам и путям их решения, которых придерживаются специалисты различного профиля и уровня подготовки. Тут же можно оценить честность специалиста, ведь за 5 лет работы, в том же ИТ, у каждого эксперта возникали самые необычные и сложные ситуации.
Как оценить результаты собеседования
Знать, какие вопросы задавать на собеседовании кандидату, особенно при желании провести глубокую аналитику, — мало. Важно уметь и оценивать, и проводить параллели, и выявлять ложь с правдой. Для этого нужна комплексная подготовка, в том числе и использование правильных стратегий оценивания. В числе последних могут оказаться таблицы с КЭФ, онлайн-системы, например, сервис StartExam, или БД. Что из них выбрать — решать эйчару, но главное, чтобы избранный метод действительно был рабочим и приносил желаемые результаты.