Тесты как инструмент обучения

Думаю, всем вам знакомы тесты. Мы не раз сталкивались с ними в школе, потом в институте, а после и на работе во время учебного процесса.

Тесты – это один из самых простых и быстрых способов оценить знания обучающегося, хотя и не всегда самый эффективный

Но сегодня мне хотелось бы поговорить о тестах, как об инструменте обучения и том, как сделать этот инструмент более эффективным.
Как и при создании любого обучающего материала, прежде чем что-то создать, нужно для начала определиться с целью. В отличие от оценочного теста, где целью является понять, насколько хорошо усвоен материал, цель обучающего теста – помочь ученику запомнить важную информацию. Такого рода тесты можно использовать, например, при обучении продукту, особенно если продукт достаточной сложный или же курс рассчитан на новичка.

Есть несколько правил, которые помогут сделать обучающий тест более эффективным

testy_kak_instrument_obucheniya
1. Формулировка вопроса. Составляя вопросы к тесту, нужно задать себе один простой вопрос: «Какую информацию должен запомнить учащийся, отвечая на этот вопрос?» Также очень важна сама постановка вопроса. Лучше избегать формулировку вопросов с частицей «не», так как мы знаем, что эта частица не воспринимается подсознанием. Как показывает практика, такие вопросы часто прочитываются наоборот. А значит и ответы выбираются неправильно, что ведет к неправильному запоминанию информации. Например, если мы хотим, чтобы ученик запомнил, что входит в стандартную комплектацию шкафа, то лучше сформулировать вопрос следующим образом: «Выберите, что из перечисленного входит в стандартную комплектацию шкафа?».
2. Обратная связь. Помните, как в обычных тестах дается обратная связь? Как правило, преподаватель говорит нам балл или оценку. В лучшем случае, нам в институте раздавали листочек с нашими же ответами, где красной пастой были отмечены правильные и неправильные ответы. Какова была наша реакция? «А почему здесь неправильно?» Конечно, можно было подойти к преподавателю – чтобы разобраться и оспорить оценку, но ведь не для того, чтобы узнать, а как же правильно. Так вот в обучающем тесте должна быть обратная связь. Старайтесь давать более развернутую обратную связь. Самое простое – это показать в конце теста, какие ответы поставил ученик, а какие правильные.
3. Правильные ответы. Будет лучше, если обучающийся сможет сам поставить правильный ответ, что называется «своими ручками». Помните, когда мы что-то делаем, то запоминаем информацию намного лучше. Поэтому дайте ему несколько попыток ответить на вопрос. При этом если дан неправильный ответ, то кроме надписи: «неверно, попробуйте еще раз!» лучше добавить объяснение, почему выбранный ответ неправильный. И после этого предложите дать другой ответ. Однако здесь тоже нужно быть осторожным – оставьте 1 или 2 попытки. Дайте учащемуся подумать. Но если учащийся поймет, что он в любом случае не пройдет дальше, пока не поставит правильный ответ, то есть опасность, что он просто будет ставить ответы наугад, пока не найдет правильный.
4. Своевременность обратной связи. Эффективнее будет давать обратную связь после каждого вопроса. К сожалению, не всегда есть такая возможность. В любом случае, как мы уже выяснили, как минимум стоит показать, проходящему тест, какие ответы даны правильно, а какие нет, сразу после теста. Чем быстрее ученик получит обратную связь, тем больше он сможет запомнить информации.
5. Количество вопросов. Сколько информации за раз можно запомнить? Я предлагаю придерживаться того правила, что вопросов должно быть немного. Обычно 10-15 вопросов, но не более. Особенно, если курс рассчитан на новичка. В вопросах должно содержаться самое основное, поэтому можно сделать их более общими. Или, наоборот, добавить в тест вопросы, содержащие важные нюансы, которые могли быть упущены во время обучения. Если учебный курс сам по себе достаточно большой, то следует разбить тестирование, разместив его после каждой учебной темы.
6. Система оценки. Наша цель, как вы помните, немного другая. Однако, если же все-таки вы решили дать обратную связь с результатами в конце теста и хотите показать обучающемуся, какой процент информации он усвоил, то лучше использовать систему бальной оценки. Например, показать в процентах сколько правильных ответов дано или количество правильных ответов. Кстати, это может быть хорошим инструментом для учащегося в оценке своих знаний – ученик сам сможет понять, насколько он усвоил материал. Некоторых это может мотивировать (но только в том случае, если эта оценка ни на что не влияет). При этом не стоит делать проходной балл. Опять вспомните, что вы чувствовали, когда преподаватель говорил вам: «тест нужно решить на 90%, чтобы получить пятерку». Не помню, чтобы такая постановка вопроса мотивировала меня на запоминание большего количества информации. А вас? Помните, что наша цель – это помочь запомнить информацию, а не оценка количества усвоенной информации.
7. Ограничение по времени. Здесь все будет зависеть от уровня тестируемого. Для новичков ограничение во времени может быть стрессовым фактором. В таком случае есть вероятность, что ученик будет стараться закончить тест не на качество, а на количество. Опять предлагаю вспомнить простой пример из института: что вы делали, когда до конца пары оставалось пару минут и несколько нерешенных вопросов? Почти уверена, что многие из вас ставили ответы наугад. Тоже самое будет происходить и с вашим новичком. В любом случае, если вы ставите ограничение по времени, убедитесь, что его достаточно для прохождения теста без лишних нервов. Я также разрешаю пользоваться дополнительной информацией для прохождения теста, в том случае, если это первое знакомство сотрудника с новым продуктом. В процессе поиска правильного ответа он будет искать нужную информацию, а значит, сможет лучше ее запомнить.
8. И еще кое-что про обратную связь. Будет весьма полезно, если по завершению теста вы сможете дать обучающемуся рекомендации о том, какие разделы ему следует изучить еще раз, исходя из результатов теста. Если тест был пройден успешно с первой попытки, то также можно дать рекомендации, какой еще материал будет полезен для расширения своего кругозора.
Ну вот, пожалуй, основные правила. Конечно, составление обучающего теста с их учетом займет больше времени, но и результат, однозначно, будет выше. Кроме того, это поможет сменить отношение учащегося к тесту. Вы ведь помните свое чувство, когда преподаватель объявлял вам о предстоящем тесте?’]

Автор публикации

не в сети 1 год

Екатерина Мартынова

Специалист по дистанционному обучению, бизнес-тренер:
- разработка электронных курсов: от идеи до дизайна;
- внедрение СДО с нуля.

Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 14-02-2016

Екатерина Мартынова

Специалист по дистанционному обучению, бизнес-тренер: - разработка электронных курсов: от идеи до дизайна; - внедрение СДО с нуля.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Войти с помощью: 
Перейти на страницу