Как рассчитать рентабельность обучения персонала?

Олег Панин, спикер второй практической конференции EdMarketLab и основатель компании Center-Game поделился своим видением расчета рентабельности обучения персонала в компаниях. Подробнее на конференции EdMarketLab, 26-27 октября в Москве.

 

Как рассчитать рентабельность обучения персонала?

 

 

Вместо вступления. Косвенный подсчет

Знакома ли вам такая ситуация? Компания вкладывает деньги в развитие персонала, затем руководитель обучения подводит итог:«Посмотрите как у вас поднялась прибыль», а  руководитель компании возражает:«Помимо вашего обучения, есть еще несколько  факторов, которые гораздо больше повлияли на увеличение прибыли. И в этом контексте, ваш вклад — не основной». А все потому, что рентабельность обучения и подсчет ROI – сложные понятия, ведь само обучение напрямую не связано с показателями  прибыли.

Врезка:

Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Коэффициенты рентабельности рассчитываются как отношение прибыли к активам, ресурсам, затратам.

В отличие от традиционных расходных статей (коммерция, маркетинг или реклама), зависимость между вложенными в обучение средствами с затратами и доходами, которые компания получила в следующем  периоде – не прямая. Именно по этим причинам подсчеты показателей эффективности рентабельности в обучении зачастую носят нефактологический характер. В его основе — субъективная оценка, а не фактически полученная прибыль, а корреляции показателей согласовывается на уровне между руководством и отделами. Только таким способом мы можем оценить, что вложение в обучение принесло реальное увеличение доходов, либо уменьшение расходов.

К сожалению, универсальной формулы для всех компаний не существует. Каждая компания должна сама сформулировать: в чем именно замеряется увеличение дохода компании при вложении в обучение и уменьшение расходов за счет вложенных в обучение средств.

 

Что такое «рентабельность обучения персонала»?

Это отношение полученной прибыли вложений в обучение персонала к расходам на это обучение персонала. Как это работает? Допустим, что вы вложили в образование сотрудников сто тысяч рублей,  и после этого прибыль компании увеличилась на двадцать тысяч рублей. Мы делим 20 тысяч рублей на 100 тысяч рублей и видим, что рентабельность от вложенных средств составила 20 %. Важная оговорка: во всех этих показателях обязательно нужно правильно выбирать временной интервал.

Почему? В январе 2018 года вы вложили миллион рублей в обучение сотрудников. Посчитали прибыль до июля и разделили на вложенный миллион. Но чтобы корректно вычислить прибыль от вложенных денег, нужно учитывать не только текущий год, но и еще три последующие. В этом случае, прибыль будет отражать эффект от вложенных средств.

 

Если руководители отделов обучения и HR-специалисты просчитывают рентабельность по итогам квартала, то зачастую они видят маленькую прибыль и огромные расходы. В реальности же, на протяжении года или двух компания может экономить огромные средства, что говорит о супер-эффективности вложений в образование

 

Для чего рассчитывать рентабельность в образовании?

Чтобы сравнивать. Посчитав рентабельность одного конкретного события или одну конкретную цифру, мы не можем сделать никаких выводов о результативности образовательного проекта в компании. Ее нужно сравнивать:

  • с альтернативными вложениями, которые были сделаны ранее,
  • с аналогичными расходами в этом же месяце или квартале прошлого периода, чтобы оценить, кто эффективнее, по аналогии с А/B-тестированием в маркетинге.

Этот показатель также позволяет сравнивать и находить зависимости по сравнению с иными внутренними инвестициями компании в вашей же отрасли. Например,  с вложениями в продвижение продукта или вложениями в новые производственные активы.

В сравнении показателя ROI, нужно ориентироваться на индустрию, в которой вы работаете. Именно потому, что он не одинаков для разных областей экономики.

Можно ли обойтись без расчета рентабельности? Да, если помимо бизнес-показателей и коммерции, цели вашего образовательного проекта — это повышение культуры в компании, взаимоотношений внутри коллектива и компетенций сотрудников, развитие корпоративных ценностей. Все вместе они косвенно влияют на прибыль компании. Такую позицию не всегда разделяет владелец  компании или гендиректора, для которого обучение и затраты на него носят, в первую очередь, экономический характер.

 

Четыре уровня оценки эффективности обучения (Модель Кирпатрика)

 

  • первый уровень – оценка реакции участников: то есть понравилось ли аудитории то, что происходило во время обучения?
  • второй уровень – полученные знания (научение). Соответственно, здесь мы оцениваем, были усвоены знания или нет: по контрольным заданиям, тестовым упражнениям или другим методам проверки.
  • третий уровень – это поведенческий фактор, то есть насколько это обучение и вложения в обучение повлияли на поведение сотрудников в реальной работе: стали ли они делать что-то по-другому.
  • четвертый уровень – оценка результата. Насколько вложенные повлияли на результативность компании, на выполнение задач. Например, мы вложили в обучение дизайнеров 1 миллион рублей. Через месяц смотрим, на сколько больше до ожидаемого результата выполнено задач.

 

Пятый уровень Д. Филлипса

  • пятый уровень – оценка экономической эффективности инвестиций, то есть подсчет ROI и ROE .

 

По теме: Специальный проект делового портала КОМПЕТЕНЦИИ

«Тренинг с измеримым результатом»

 

В бизнес-практике есть два показателя, которые одинаково звучат на слух:

ROI ( англ. return on investment) – возврат инвестиций и ROE (англ. return on expectations) – возврат ожиданий. Мне более всего симпатична модель, когда в  компании измеряются оба этих показателя и сравниваются друг с другом.

ROI- это доход на обучение, минус затраты на обучение, поделенное на затраты на  обучение и умноженное на 100%.

Если мы смотрим на показатели ROE — то это ожидаемый доход, минус ожидаемые  затраты и разделенные на ожидаемые затраты.

Разница в том, что ROI рассчитывается по фактам совершения расходов, а ROE- может быть посчитан заранее. Если сравнивать их друг с другом, мы можем сравнить  насколько ожидаемые вложения оправдались реальными вложениями. Тем более,  есть точная оценка, того что произошло с вложениями.

Вероятнее всего по итогам прочтения статьи вы считаете, что вложение в образование нельзя так тесно связывать с прибылью компании. Возможно, даже вы категорически не согласны с логикой ROI (что это применимо только по отношению к вложениями в коммерческие отделы и маркетинг). Коллеги, это абсолютно нормально! Я и сам на вашу сторону встаю. И дело в том, что формулы легко найти и совсем просто понять, а вот как:

а) научиться вырабатывать метрики (показатели для замера) связывающие затраты на обучение с выгодами от него

б) научиться правильные цифры вставлять в формулы — какую именно прибыль и за какой период считать и какие именно затраты…

Эти вопросы важнее!

Успехов!

 

По теме: Как построить низкобюджетную обучающую структуру в компании, используя KPIs

 

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Редакция

Коллеги ! Поделитесь с нами вашими новостями и достижениями вашей компании в работе с персоналом. Присылайте к нам на consult@hr-media.ru. Все статьи попадут в еженедельную рассылку - обзор отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP