Что лучше: стремиться выделиться из коллектива, предлагая новые решения и идеи или спокойно выполнять свою работу? Разбираемся, в каких случаях необходимо проявить инициативу и как правильно это сделать, а когда проактивность может обернуться против вас.
Активная позиция и интересные предложения могут дать вам ряд преимуществ. Так, к примеру, сотрудник сможет добиться независимости: поскольку руководство заметит проявленную заинтересованность и готовность к переменам, соответственно, повысится уровень доверия к сотруднику. Также инициативность — это расширение кругозора и вовлеченности в проект по сравнению с теми сотрудниками, которые не выходят за рамки своих обязанностей.
Однако перед тем как предлагать руководству нововведения, необходимо проанализировать все “за” и “против”, проверить идею, чтобы она была конкретной, измеримой, реалистичной и занимала определенное время на реализацию. Немаловажно оценить свои силы и понять, удастся ли воплотить идею в жизнь
“В любой компании есть те или иные подходы работы с идеями сотрудников. В четком организованном формате эта практика существует не везде, однако можно понять общие принципы. Инициатива зачастую размытая и не очень явно выраженная, неоформленная — в результате этого руководитель не всегда может понять и адекватно отреагировать. Поэтому при проявлении инициативы не стоит стесняться запрашивать обратную связь: как руководитель ее оценивает, какие видит плюсы и минусы, какой информации ему не хватает”, — говорит Юлия Камалова, эксперт Moscow Business School.
В любом деле важно понимать, когда нужно действовать, а когда подождать. Важно не просто говорить и предлагать в общем, но и привязывать идеи к фактам и практическому смыслу. Прежде чем предлагать новые проекты, попробуйте их сначала соотнести с критериями SMART — сформулируйте измеряемую и реалистичную цель, обозначьте необходимые ресурсы и сроки для ее достижения. Не бойтесь запрашивать у руководителя обратную связь. Конструктивная обратная связь позволяет проинформировать сотрудника о том, как его идеи воспринимают другие люди, какую реакцию они вызывают и какие последствия имеют для компании.
“К сожалению, некоторые сотрудники иногда теряют связь с реальностью и считают свои идеи слишком гениальными. Такие случаи есть, и в этой ситуации человек выжигает себя сам. Критическое отношение к руководству и возвышение своей компетентности относительно коллектива – основа внутренней демотивации и деструктивного поведения. Нередко такие люди уходят, хлопнув дверью, что не является взрослой позицией – в первую очередь нужно работать с самим собой. Если вас не слышат, как вам хотелось бы, задайте себе вопрос, всё ли вы сделали, чтобы быть услышанным? Также нужно иметь в виду, что иногда ваши идеи недостаточно актуальны, прежде чем критиковать руководства за недостаточную поддержку.
Если непосредственный руководитель дает негативный фидбек, причины могут быть различными: отсутствие внутренней культуры на предприятии, человеческий фактор – возможно, вы просто попали в неудачное время. Если реакция отсутствует, вы можете попросить разрешения предложить идею вышестоящему руководству, но будьте уверены в том, что качество и полнота представленной информации влияют на то, насколько вы будете услышаны. В идеале инициативу стоит проявлять обдуманно, связывая её с некими экономическими эффектами — оптимизацией, улучшением качества коммуникаций, бизнес-процессов. Второй немаловажный момент: вы может быть услышаны не с первого раза. Не стоит переживать, просто наберитесь терпения”, — подвела итоги эксперт Moscow Business School Юлия Камалова.