Автор : Валентина Митрофанова ,
учредитель группы компаний IPK Group и директор НОЧУ ДПО «Институт профессионального кадровика», к.э.н., ведущий российский лектор/бизнес-тренер, практикующий консультант в области кадрового делопроизводства и трудового законодательства, автор дистанционных курсов.
«*Позиция автора не является позицией Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом».
Справка:
Появление в России профессиональных стандартов – не новика придуманная именно в России, как многие пишут, а сложившаяся мировая практика. Самый передовой опыт на сегодня по профессиональным стандартам – у Великобритании.
Впервые тема профстандартов в России возникла еще в 1997 году, когда этот термин был официально использован в документе под названием «Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов». Федеральные министерства и ведомства тогда включили в свои программы разработку профстандартов. Следующие десять лет задача меняла формулировки и раз за разом ставилась руководством страны, но ощутимых действий по ее решению так и не было предпринято, пока в 2006 году на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) не появилось Национальное агентство развития квалификаций. Именно это агентство в 2007 году разработало первый макет профстандарта. В 2007-2008 годах появились первые профессиональные стандарты.
В 2010 году, когда по итогам заседания Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России был создан перечень поручений президента РФ. В нем были установлены сроки подготовки современного справочника с и разработки профстандартов в высокотехнологичных отраслях. На обе задачи отпускалось около двух лет.
В 2011 году правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ), приступившее к разработке дорожной карты «Создания национальной системы квалификаций и компетенций». После этого, был утвержден План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы и принят соответствующий Приказ Минтруда и соцзащиты РФ. Силами экспертов этого министерства был подготовлен и утвержден очередной макет профстандарта и выработаны нормативные документы, методические рекомендации и т.д. Первые стандарты были приняты лишь 30 октября 2013 года.
На совещании по вопросам разработки профстандартов 9 декабря 2013 года Путин определил ключевые направления развития проекта: необходимость обеспечения качества и востребованности разрабатываемых стандартов, ориентации на перспективные потребности экономики, обязательная экспертиза профессионального сообщества.
По теме: Почему каждая проверка инспекции труда выявляет нарушения у работодателя?
Важнейшей мыслью, прозвучавшей на этой собрании, стало предложение президента создать национальный классификатор профессиональной деятельности. Такая система должна стать ориентиром для профобразования, объединив профстандарты и отраслевые квалификационные требования со стандартами образовательными.
О профессиональном стандарте «специалист по управлению персоналом»
В этом году было принято более 200 профессиональных стандартов и вот близиться событие, которое коснется непосредственно самих HR-специалистов – будет принят стандарт «Специалист по управлению персоналом».
Что же этот стандарт принесет HR – специалистам?
Вся работа в сфере управления персоналом по этому стандарту разделена на 9 обобщенных трудовых функций (подвидов деятельности внутри стандарта) и по каждому из подвидов даются рекомендуемые наименования должностей. Ниже представлено разделение на подвиды деятельности (обобщенные трудовые функции) и названия должностей:
№ | Наименование Обобщенной трудовой функции (ОТФ) | Наименования должностей внутри ОТФ |
1 | Документационное обеспечение работы с персоналом | Специалист по кадровому делопроизводству Специалист по управлению персоналом |
2 | Деятельность по поиску и отбору персонала | Специалист по подбору персонала Специалист по управлению персоналом Менеджер по персоналу |
3 | Деятельность по оценке и аттестации персонала | Специалист по оценке персонала Менеджер по персоналу Специалист по персоналу |
4 | Деятельность по развитию персонала | Специалист по развитию и обучению персонала Специалист по развитию карьеры персонала Менеджер по персоналу |
5 | Деятельность по организации оплаты и труда персонала | Специалист по оплате и нормированию труда Специалист по оплате и мотивации труда Специалист по компенсациям и льготам Специалист по управлению персоналом Менеджер по персоналу |
6 | Деятельность по организации корпоративной социальной политики | Специалист по социальным программам Специалист по работе с представительными органами работников Специалист по работе с первичным профсоюзом Специалист по управлению персоналом Менеджер по персоналу |
7 | Деятельность по организации работы с персоналом из числа иностранных граждан и лиц без гражданства | Специалист по визам и миграции Специалист по миграционным вопросам персонала Специалист по управлению персоналом Менеджер по персоналу |
8 | Операционное управление персоналом и подразделением организации | Руководитель структурного подразделения Начальник структурного подразделения |
9 | Стратегическое управление персоналом организации | Вице-президент по управлению персоналом Директор по персоналу Заместитель генерального директора по управлению персоналом |
По теме: Три кейса: что же теперь делать с беременными на срочном трудовом договоре?
В этом стандарте будут указаны:
- трудовые функции и трудовые действия по каждой обобщенной трудовой функции, которые должны далее использоваться как обязательное условие трудового договора и основа для разработки должностных инструкций.
- знания и умения по каждой трудовой функции, которые необходимо будет использовать при проведении аттестации работников HR – службы. В частности, для успешного выполнения каждой функции необходимо будет проверить работника на знание трудового законодательства в его профессиональной сфере. И при необходимости – отправить работника обучаться для получения знаний, по которым у работника будет пробел.
- квалификационные характеристики: образование, специализация по полученному образованию, дополнительное образование, опыт работы – которые будут являться первичными ограничениями при приеме работника на работу в HR службу, при приеме, при сокращении, при проведении аттестации работника для включения в кадровый резерв и построения его карьеры и др. кадровых процедурах, связанных с необходимостью наличия определенных квалификационных характеристик.
Наверное, самый больной вопрос, который интересует практиков – это какие квалификационные требования будут установлены в профессиональном стандарте? И достаточно ли будет того образования что есть у меня и того опыта что есть у меня чтобы продолжать работать в той должности в сфере управления персоналом где я работаю сейчас? Или что мне необходимо иметь чтобы претендовать на более высокую позицию в рамках моей профессиональной сферы?
В проекте стандарта «Специалист по управлению персоналом» установлены квалификационные уровни 5, 6 и 7 (подробнее о том, что такое квалификационные уровни и как они определяются — смотрите в Приказе Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»).
Чтобы было понятнее, покажем какие квалификационные требования прописаны в проекте стандарта «специалист по управлению персоналом» по каждому виду деятельности:
№ | Наим-е обобщ-й труд функц (ОТФ) | Квал.ур. | Требования | ||
к образованию | к дополнительному образованию | к опыту работы | |||
1 | Докумен-тационное обеспечение работы с персоналом | 5 | Среднее профессиональное образование – программа подготовки специалистов среднего звена | Дополнительное профобразование – программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации | нет |
2 | Деятельность по поиску и отбору персонала | 6 | Высшее образование | Дополнительное профобразование — программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки в области поиска и подбора персонала | нет |
3 | Деятельность по оценке и аттестации персонала | 6 | Высшее образование | Дополнительное профобразование — программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки в области проведенияоценки персонала | нет |
4 | Деятельность по развитию персонала | 6 | Высшее образование | Дополнительное профобразование — программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки в области организационного и профессионального развития персонала | нет |
5 | Деятельность по организации оплаты и труда персонала | 6 | Высшее образование | Дополнительное профобразование – программы профессиональной переподготовки в области экономики, нормирования и оплаты труда, программы повышения квалификации не реже чем раз в три года в области экономики, нормирования и оплаты труда | нет |
6 | Деятельность по организации корпоративной социальной политики | 6 | Высшее образование | Дополнительное профобразование – программы профессиональной переподготовки в области социальных программ; программы повышения квалификации в области социальных программ не реже чем раз в три года | нет |
7 | Деятельность по организации работы с персоналом из числа иностранных граждан и лиц без гражданства | 6 | Высшее образование | Дополнительное профобразование – программы профессиональной переподготовки в области миграционного законодательства; программы повышения квалификации в области миграционного законодательства Российской Федерации | нет |
8 | Операционное управление персоналом и подразделением организации | 7 | Высшее образование | Дополнительное профобразование – программы профессиональной переподготовки в области управления персоналом, операционного и тактического управления; программы повышения квалификации в области управления персоналом, операционного и тактического управления. | 5 лет в области управления персоналом |
9 | Стратегическое управление персоналом организации | 7 | Высшее образование | Дополнительное профобразование – программы профессиональной переподготовки в области управления персоналом, стратегического и операционного управления, экономики организации; программы повышения квалификации в области управления персоналом, стратегического и операционного управления | 5 лет в области управления персоналом на руководящих должностях |
Таким образом, любой сотрудник, работающий в сфере управления персоналом – HR службе, может проверить соответствует ли он тем квалификационным требованиям, которые будут установлены в профессиональном стандарте «Специалист по управлению персоналом» и какое образование, в том числе дополнительное ему необходимо получать, чтобы выстраивать свою профессиональную карьеру.
Примечание: обратите внимание, что анализ приведен по проекту профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» представленному в Национальный Совет. Данный стандарта будет рассматриваться в Национальном Совете до конца 2014 года.