Сотрудник Z: как его удержать и мотивировать?

К поколению Z  относятся все дети, рожденные в начале 2000-х, им теперь около 18 лет, они только входят в рабочую жизнь, и именно это поколение сейчас больше всего волнует работодателей.

Одним из факторов плодотворного и долгого сотрудничества с ними, по моему мнению, является познание специфики их психологии, мировоззрения и ценностей.
Эти детишки были рождены и выросли в век гаджетов и технологий, которые появляются и усовершенствуются с невиданной быстротой

virtualnyi_sotrudnik

Им интересен этот технологичный мир, с переизбытком разного рода информации, которую нужно быстро освоить и переварить. Мои дети, кстати, тоже относятся к поколению Z, и они разбираются в технике лучше меня и мужа. Я зову дочь, если мне требуется помощь в освоении непонятных функций в технике, в этом ей нет равных в семье. А наш двухлетний мальчуган уже прекрасно разбирается в телефоне и знает, что нажимать для получения желаемого.

Родители сильно негодуют по поводу интенсивного использования гаджетов и стараются отгородить детей от них. Но, долго размышляя над этим вопросом, я поняла всю тщетность подобных взглядов. Наличие гаджетов — это реальность поколения Z, они так живут, это их мир. Запрет на использование гаджетов и ограничение в пользовании компьютером можно прировнять к тому, как если бы нам, поколению Y, запретили бы слушать Битлз, например, или пользоваться городским телефоном.

Если к вам в компанию устроился такой сотрудник, как с ним работать и как его мотивировать?

1. Самореализация и развитие. 

Эту молодежь едва ли можно удержать в компании более двух лет и заинтересовать карьерным ростом, что вводит многих работодателей в недоумение и вызывает недовольство. Я так не считаю. На самом деле нужно общаться с молодежью Z на их языке, чтобы удержать их.
Почему они не хотят строить карьеру и не зацикливаются на материальном благополучии? Потому что мы, их родители, были заняты работой, старались обеспечить своих детей всеми возможными благами, из-за чего мало присутствовали дома. Детям не хватало внимания и, к тому же, они решили, что деньги — это в жизни не приоритетная стезя, важно уделять больше внимания себе и заняться саморазвитием. Дети Z пришли «на готовое». Они едва ли  знают цену вещей и не привязаны особо к материальному (учитывая наличие у большинства из них квартир и других материальных благ, которыми их заботливо обеспечили родители).
Их «непостоянство» объясняется еще и быстрым развитием мира вокруг, появлением новых технологий — все это требует постоянного познания и освоения. Посему, можно удержать в компании такого сотрудника, но при условии постановки проектных задач, а их разнообразие только подстегнет азарт. Молодые сотрудники станут выполнять работу быстро, согласно своим возможностям и способностям, чтобы поскорее увидеть результат. Они — люди результата, а не процесса.

2. Индивидуализм и уникальность.

Ребята Z некомандные игроки, так что собрать из них эффективную команду вряд ли получится. Им важны результаты личного труда и личная индивидуальность. Они стремятся к яркому проявлению себя и совершенно без вопросов считают себя уникальными. Вы, как их работодатель, так не думаете? Тогда вы рискуете потерять талантливого сотрудника, ориентирующегося в современном мире, как рыба в воде.

3. Они не стремятся «нырнуть поглубже», но предпочитают срезать «верхи». 

Быстро впитывают новую, часто разношерстную  информацию. Эти ребята отлично ориентируются в современном мире и по-своему талантливы. Поэтому ставя им разнообразные, нестандартные задачи, можно заинтересовать их работой на долгий срок. Они выполнят задания по-своему хорошо.

4. Потребность в похвале.

Так как поколение Z составляют эгоцентристы и индивидуалисты, то не удивительна и их потребность в признании. Поэтому не скупитесь на похвалу за любую выполненную задачу, необычную идею, достигнутые результаты и т.д. Таким образом их лояльность к компании значительно повысится.

5. Неприемлемость границ и рамок.

Контроль по карточкам времени прихода и ухода, жесткая оценка труда, фиксированный показатель KPI  за месяц — введите все это и вы едва ли удержите своего молодого сотрудника надолго. Не думайте, что они лентяи и безответственны, просто они слишком ценят свободу. Кроме того, они учились у нас, поколения Y, поэтому чувство ответственности у них развито довольно хорошо. Предоставьте им больше свободы, не давите на них, поставьте интересную задачу, и увидите, они обязательно ее выполнят!

Помимо вышеперечисленных особенностей подход к ребятам поколения Z помогают найти и техники исследования личности: DISC, MBTI и разные тесты.
Массовый подход к управлению такими сотрудниками (когда используется ситуационное лидерство) только навредит.

С молодежью Z взаимодействие начальства или HR должно происходить индивидуально!

Стоит использовать таланты, слабые и сильные стороны, и ценности сотрудника, которыми он будет руководствоваться в своей работе и далее нужно найти общие точки соприкосновения, соединить ценности сотрудника с ценностями компании, чтобы он понял, почему ему стоит, или выгодно, остаться в ней подольше. А возможность проявить свои таланты сделают его еще более лояльным.

Не многие работодатели осознают яркость ребят Z.

  • Если вам известен метод DISC, то согласно ему этих ребят можно отнести к типу I (Разговорчивый, общительный, оптимистичный, ориентирован на людей, любит жизнь, непредсказуемый, энергичный, полный энтузиазма.
  • При взаимодействии с людьми стремится быть позитивным и доброжелательным.
  • Невнимательный к деталям, разговорчив и эмоционален.
  • Обещает больше, чем способен исполнить, поскольку оптимизм и популярность для него главное.)

По теме: Как ставить задачи представителям поколения Z . Разберем по-шагам
И тут же в памяти всплыл один случай из жизни. Как-то я пришла в одну компанию на встречу и, пока ждала ее, разглядывала обстановку вокруг. Я чуть не опоздала, втянувшись в этот процесс. Вокруг находились сплошь яркие Личности, неповторимые, как по стилю одежды, так и по манере поведения. Обстановка в офисе им была создана соответствующая: разные современные игрушки, гамаки. Они смеялись, громко шутили, кто-то танцевал и пел прямо в офисе. Казалось, что никто не работает, но просто приятно проводит время.

По теме: Беби-Бумеры, Иксы и Игреки: как обучать и чем мотивировать

Вот поколение Z, какое оно! Они хотят ярко преподносить себя миру, они хотят самореализоваться по максимуму, им нужно освоить все новое, что пришло в этот мир — дайте им такую возможность и вы получите прекрасного сотрудника и долгое сотрудничество!

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Дарья Пантюх

HR-консалтинг, бизнес-тренер Personal Partner Consulting Boutique

3 мысли о “Сотрудник Z: как его удержать и мотивировать?

  1. Хм, интересный подход… Я понял, нужно им дать, сё, чтобы им было интересно и весело! Я лишь не понял, что взамен? Что имеется ввиду под: «получите прекрасного сотрудника и долгое сотрудничество!». Какая расшифровка у понятия «прекрасный сотрудник»? Обещает больше, чем делает… При первой возможности «слиняет», а то и подставит без тени сомнения… Командный дух ему чужд, эгоист и индивидуалист… Кому нужен такой «прекрасный сотрудник»?

  2. «…единица – вздор, единица – ноль, один, даже если очень важный, не подымет простое пятивершковое бревно, тем более дом пятиэтажный…» — Маяковский.

    Нет, не по душе мне все эти новомодные штучки, «объясняющие» лень, эгоизм и безответственность. Слишком уж они манипуляцией попахивают…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP