Бизнес-симуляция для производственных компаний. Первый Всероссийский чемпионат по производительности

 

Автор: Рената Новикова

 

    12 февраля 2021 года в рамках национального проекта «Производительность труда» Минэкономразвития России состоялся финал Первого Всероссийского чемпионата по производительности труда. Из первоначально подавших заявки 220 команд были отобраны 20 финалистов, которые, впервые встретившись в очном формате, боролись за право представить результаты своей деятельности экспертному жюри, в состав которого вошли Петр Засельский – заместитель Министра экономического развития России, Екатерина Гришина – руководитель программы «Лидеры производительности», директор Центра повышения производительности ВАВТ, Дмитрий Капишников – генеральный директор «KUKA Россия», Елена Семенова – заместитель председателя Российско-Германской ВТП, Фальк Тишендорф – адвокат, управляющий партнер Байтен Буркхардт Россия, Максим Шахов – исполнительный директор Шэффлер Руссланд и Павел Биленко – основатель и руководитель Fabrika FabLab, академический лидер, организатор международных модулей MBA и EMBA  в Кремниевой Долине МШУ Сколково.

 

В результате проведенного мероприятия были определены ключевые направления развития сотрудничества ведущих организаций по вопросам формирования специальной образовательной среды, отвечающей современным стандартам корпоративного обучения.

 

 Проведение чемпионата представляло собой многоступенчатый процесс, в ходе которого команды должны были разработать системный подход к повышению производительности труда

 

Онлайн-этап чемпионата проходил в бизнес-симуляторе «Эффективное управление производственной компанией», который стал мощным средством для формирования необходимой корпоративной среды. Включившись в виртуальное пространство, участники получили возможность стать производителями тракторов и бороться за первенство на условном рынке сельскохозяйственной техники. Каждая из команд получала в свое распоряжение организацию с соответствующей предысторией (для каждой из соответствующих групп было различное моделирование рынка) и относительно начальных условий должна была реализовывать собственную стратегию развития бизнеса и производства.

Основными преимуществами симулятора, кроме широты охвата аудитории и продуктивной реализации взаимодействия в условиях пандемии, являлись качество построения искусственной конкурентной рыночной среды и возможность развития участниками важнейших компетенций в соответствии с основными драйверами роста производительности: стратегического, коммерческого, производственного и кадрового.

 

 Бизнес-симуляция позволяет максимально полным образом осуществлять запуск и развитие виртуального предприятия

 

Внутри него команды могли заниматься построением структуры собственного производства:  (регулировать режим работы предприятия, развивать персонал и управлять его численностью), проводить анализ ситуации и прогнозировать свои действия, осуществлять проверку ценовых гипотез и формировать рекламное предложение, работать на разных рынках (в качестве основных были взяты рынки СНГ, Америки, Азии и Европы, каждый из которых обладал своей спецификой, ценообразованием и объемом продаж), а также выполнять пред-реализацию продукции с помощью управления R&D. Возможность динамических изменений рынка, предусмотренная внутри симуляции, еще больше качественно приближает ее к реальным рыночным условиям, что в свою очередь являлось не только полезным опытом для команд-участников, но и служило самостоятельным критерием эффективности их решений.

Цель запуска бизнес-симуляции:  симуляция позволяет в безопасных условиях, без финансовых и ресурсных потерь, смоделировать ситуацию, принять бизнес-решение и получить определенный результат. Игровая форма позволяет командам выработать стратегию и более глубоко понять, как сложится рынок. Кроме того, бизнес-симулятор выступает в качестве самостоятельной тренинговой площадки для улучшения коммуникации и навыков взаимодействия внутри группы. Таким образом, бизнес-симуляция служит четко определенным практическим целям – запуску реального производства в условиях отработанных параметров рынка и организации.

 

Общий план

 

 

Каждый ход команды на онлайн-этапе представлял собой полный комплекс решений по всем направлениям — законченный цикл разработки, производства и реализации продукции в условной подвижной среде. Оценка участников проводилась отдельно на каждом этапе по результатам решений команд и их стратегий. Организаторы и эксперты, учитывая специфику симуляции и подвижность рыночной системы, разделили участников на несколько подгрупп и приняли во внимание две качественные характеристики – долю рынка и объем выручки каждого из участников – для того, чтобы максимально справедливо подойти к оценке результатов деятельности команд. Каждая из команд оценивалась внутри соответствующего кластера («Предприятия», «РОИВ/РЦК» и «ВУЗы»). Ключевую роль в зачете по каждому из этапов играли сумма балов, набранная командой, и охваченная предприятием доля рынка. В конце каждого из восьми раундов онлайн-этапа происходило изменение рейтинга команд: первые команды часто перемещались на последние места, а последние в зачете выдвигались на первые — подобная динамика служила дополнительным стимулом к азарту и вовлеченности команд в игровой процесс, что можно было наблюдать и на заключительном очном этапе чемпионата.

Заключительные три раунда чемпионата происходили в режиме реального времени, причем на каждый следующий шаг командам давалось меньше времени, чем на предыдущий – счет шел на минуты. Именно эта система конкуренции позволила подогреть интерес команд к игре и устроить максимально продуктивный «брейншторм», результаты которого затем оценивало экспертное жюри. Во многом очная форма проведения финала чемпионата показала, что результативность игры зависит не только от выбранных стратегий команды, но и от командного взаимодействия, грамотного распределения ролей внутри группы и ее внутреннего климата.

 

По итогам заключительного этапа конкурса было выбрано 9 лучших команд – по три команды в каждом кластере – которые презентовали собственные бизнес-стратегии главным жюри чемпионата

 

Как и в реальном бизнесе большую роль в оценке решений играло не только содержание, но и способы подачи материала. Внутри каждого выступления были выделены следующие компоненты: представление команды, роли участников, выбранная стратегия и ее обоснование, раскладка по драйверам роста производительности, возникающие в процессе решения кейса сложности и возможности выбранной стратегии с примерами.

Кураторы проектных работ стремились научить команды не бояться РИСКовать – не только планировать стратегию развития, выходя за рамки общепринятых моделей производства, но и презентовать собственные проекты, нацеливаясь на результат и активную работу с мировоззрением слушателей и контекстом.

Решения каждой из девяти вышедших в финал команд были не похожи друг на друга не только в общем дискурсе, но и внутри каждого из трех кластеров, что является значимым подтверждением различий способов мышления участников и работы с информацией. Следует понимать, что структура организации команд, ролевое разнообразие, а также психологический климат в группе и успешность коммуникации между участниками зачастую играли решающую роль – об этом в своих презентациях указывали некоторые участники чемпионата. Своим мнением на этот счет с порталом «Компетенции» поделился технический директор команды-лидера АО «Каменскволокно» (Ростовская область), занявшей первое место внутри кластера «Предприятия», Сергей Комиссаров: «Все члены нашей команды – выпускники программы ЛидерыPro. У всех совершенно разный опыт, разный кругозор и компетенции. Все в команде было поделено, и каждый член команды знал свою нишу: кто-то анализировал рынки, кто-то смотрел, как играют соперники… Максим и Елена выстраивали стратегию, потом мы выносили ее на общее обсуждение, проводили дебаты и утверждали свои ходы… Во время финала я старался не давить своим авторитетом и не мешать, я знал, что на сегодня моя задача – это презентация. Я очень много отдал эмоций выступлению, и чувствуется эмоциональное выгорание. Но все равно, с такой командой не победить невозможно!».

 

Бизнес-симуляция для производственных компаний. Первый Всероссийский чемпионат по производительности

 

 

Наиболее острые проблемы, поставленные внутри кластера «Предприятия», включали в себя сложности выбора модели трактора в зависимости от конкретного рынка (ООО «Русшпала», Оренбургская область; решение: унификация производства – делаем один трактор для всех рынков по разным ценам); изменяющиеся условия в симуляторе (АО «Каменскволокно», Ростовская область; решение: анализ последствий принятия решения после пересчета каждого хода), ценообразование и высокая конкуренция (ООО «Сыктывкарский молочный завод», Республика Коми). Также команды ставили вопросы тайм-менеджмента и организации способов внутригрупповой коммуникации.

Команды кластера «РОИВ/РЦК» видели сложности в постоянном мониторинге ситуации на рынке («держать руку на пульсе» приходилось региональному центру компетенции республики Мордовия), прогнозе рыночных трендов, агрессивной ценовой политики конкурентов (Фонд развития промышленности Тульской области; решение: ценовой ответ в сегменте «Эконом», «Про», технологическое преимущество в сегментах), сложности формирования и поддержания стратегии.

 

 

Многие лидеры производительности отмечают, что ситуация на виртуальном рынке в бизнес-симуляции была похожа максимально приближена к реальности

 

Именно поэтому большая часть решений производителей была связана с организацией процессов внутри постоянно меняющейся эмерджентной системы, складывающейся в результате действия конкуренции. Таким образом, команды ставили себе целью получение дополнительного опыта в области производительности труда и выработке системного подхода к реализации проектов для улучшения деятельности собственных предприятий (на примере ООО «Сыктывкарский молочный завод», Республика Коми), получение так называемых soft-skills работы в команде и hard-skills, связанных с содержанием самого кейса. Некоторые команды настолько вдохновились организацией чемпионата, что предприняли попытку создать собственные бизнес-симуляции в образовательных целях (НГТУ НЭТИ, Новосибирская область).

Первый Всероссийский чемпионат по производительности завершился церемонией награждения победителей дипломами и образовательными программами от Центра повышения производительности Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ. Одним из основных результатов чемпионата стало выявление ключевых методологических и командных характеристик, необходимых для организации производства и его развития – запуска и разработки стратегически важных для экономики России направлений – а также для планирования новых образовательных программ в сфере обучения руководителей предприятий. Между Центром повышения производительности ВАВТ Минэкономразвития РФ и компанией KUKA Россия состоялось подписание соглашения о дальнейшем сотрудничестве с целью формирования базы знаний для запуска процессов автоматизации на производстве. В планах партнеров стоят организация совместного обучения и стажировки на предприятиях с высоким уровнем роботизации, исследования подготовленности российских компаний к цифровизации и многое другое.

 

Современная Российская промышленность стоит на пороге новой эры – эры осознанной и эффективной роботизации, когда отношения между машиной и человеком становится «правильно» симбиозными

 

Современные организации и участники рынка должны понимать идеи, с которыми происходит дальнейшая цифровизация постиндустриального мира, что отмечали эксперты чемпионата – Елена Семенова и Дмитрий Капишников — и уметь правильно распоряжаться собственными навыками, складывающимися в процессе усвоения практических знаний и навыков. Как и многие другие системы, сегодня рынок идет по пути дальнейшего усложнения для того, чтобы выжить в новой динамической среде. Именно поэтому современные руководители предприятий и работники нуждаются в повышении собственных компетенций. Та форма конкурентной игры, бизнес-симуляции, в которой проходил чемпионат по производительности, является одной из наиболее успешных в плане формирования реальных навыков, необходимых в современном глобальном производстве. Лауреат Нобелевской премии по физике Альберт Эйнштейн сказал: «Игра является одним из самых эффективных способов упростить вашу жизнь. Это то, что мы делали в детстве, но мы забыли играть во взрослой жизни». Этот афоризм отлично подходит для описания образовательной методологии чемпионата и общих тенденций движения мысли современных производителей. Так давайте же продолжим играть, добиваясь максимизации результата, и усваивать необходимые для эффективного развития навыки и умения!

 

 

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Редакция

Коллеги ! Поделитесь с нами вашими новостями и достижениями вашей компании в работе с персоналом. Присылайте к нам на consult@hr-media.ru. Все статьи попадут в еженедельную рассылку - обзор отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP