В начале марта Корпоративная Академия Росатома провела онлайн-дискуссию «English INVENTаризация 2021» с представителями крупных компаний и образовательных операторов. Эксперты обсудили, как учить людей английскому языку в 2021 году, чтобы это приносило реальную пользу компаниям и было экономически выгодным. Директор по маркетингу ЭГО Транслейтинг Евгения Лукашевич обобщает итоги сессии и делится опытом ее участника – ЭГО Университета, сумевшего в начале пандемии перевести 100% языковых программ в онлайн.
Опыт компаний: тесты, платформы, аудит
Владение английским – важный навык для руководителей и специалистов российских корпораций. Менеджер Управления по привлечению и развитию персонала АО «Северсталь Менеджмент» Андрей Фомин отмечает, что знание языка перестало быть конкурентным преимуществом и превратилось в необходимость. В компании, стремящейся стать «лидером металлургии будущего», знать английский обязаны руководители уровня топ-100. Эти люди, ролевые модели для коллег, каждый год проходят тестирование, регулярно совещаются на английском.
В «Северстали» можно компенсировать за счет компании 50% затрат на обучение языку при соблюдении ряда условий: наличии производственной необходимости и бюджета на учебу, завершении курса и получении сертификата в одной из отобранных школ. В 2021 году компания намерена повышать вовлеченность сотрудников в изучение английского, создавать условия для его регулярного использования. При этом – минимизировать роль HR-специалистов в обучении языку.
Корпорация Росатом, которая входит в десятку крупнейших компаний России и является одним из глобальных технологических лидеров, с 2020 года развивает собственную образовательную платформу – цифровую экосреду Rosatom English.
В прежние годы здесь проводили массовое обучение и тестирование сотрудников, а теперь их учат языку с помощью нестандартных решений: марафонов, олимпиад, кураторства контента, вебинаров, спецпрограмм и телеграм-канала. На английском развивают и профессиональные навыки работников. Цель – повышать и поддерживать уровень владения языком, «ломать барьеры»
«Росатом занимает первое место в мире по портфелю зарубежных проектов. Нам нужны люди, владеющие английским. У нас есть опыт, которым пора делиться, при этом мы постоянно ищем свежие идеи и решения!» – говорит директор Центра развития компетенций для международной деятельности Корпоративной Академии Росатома Мария Павлова. Ее коллега, руководитель отдела по обучению иностранным языкам Нонна Дзодзикова, добавляет: в инициативы необходимо вовлекать руководство, развивать активную ученическую самостоятельность и помнить, что английский как «поощрение» не работает.
Проект по освоению языка Росатом реализует более 5 лет, в нем участвуют 160 преподавателей. Только в 2020 году обучение прошли 5512 сотрудников, компания организовала 122 языковых вебинара.
Корпоративное обучение должно быть эффективным – с этой позицией согласны все заказчики образовательных программ. Как же их оценить? В ПАО «Газпром нефть» проводят так называемый «лингвистический аудит»: до начала учебы здесь анализируют потребности и тестируют сотрудников, а потом соотносят уровень их знаний с необходимым для компании.
«Результаты аудита – опросов, интервью, изучения должностных инструкций – могут стать основой языковой политики организации. Такой документ должен отражать принципы коммуникации сотрудников на разных языках. Нужно понять, где мы сейчас, а потом двигаться к цели», – говорит руководитель программ по обучению иностранным языкам ПАО «Газпром нефть» Арсений Парфенов. Он отмечает: следует оценивать обучение языку в методическом и экономическом аспекте, стремиться к международной системе оценивания, например, IELTS.
Личный опыт. Как быстро подготовиться к переговорам на английском
Провайдеры как партнеры и агенты инноваций
Операторы образования высоко ценят роль HR-департаментов в обучении персонала языкам. CEO B2B Skyeng Ирина Разнатовская разделяет компании по типу ответственности: одни отвечают за результат (и заметно помогают сотрудникам), другие – лишь информируют их о возможностях. По мнению Ирины, какой бы «крутой» ни была экосистема, формула успеха заключается в тесном партнерстве ученика, образовательного оператора и компании-работодателя.
«Более 93% компаний, с которыми мы сотрудничаем, достигают поставленных целей. Мы помогаем компании и ученику поставить цели и „смэтчить“ их, следим за прогрессом и динамикой! Без этого невозможно учиться», – говорит она.
Одна крупная международная компания отправила на учебу в Skyeng 3200 человек. Выстроенная система контроля, дисциплина, прозрачные условия и отчетность помогли 84% сотрудников повысить степень владения языком на 3 уровня всего за 2 года.
HR и провайдер могут помочь сотруднику сформировать привычку учиться, считает руководитель направления корпоративного обучения Flow – английский от Яндекс.Практикума Галина Лебедова. Среди инструментов – эксперименты с сопровождением (телефон/мессенджеры), KPI со стороны компании (поощрение), интерактивные вебинары и личные преподаватели.
«Мы даем HR-специалистам обратную связь, чтобы они могли ее интерпретировать. Важно уделять внимание контенту и развитию обратной связи», – говорит Галина.
Елена Цепалова, представитель Macmillan Education, разработчика онлайн-среды с 18-летним опытом, рассматривает платформы как конструктор языковых курсов. Сотрудники строят индивидуальную траекторию обучения: готовятся к международным экзаменам, погружаются в общение или осваивают корпоративный курс, а куратор получает отчет об их прогрессе.
«В учебные курсы включаются элементы геймификации и эдьютейнмента, например, видеоматериалы с героями и ситуациями в виде сериала», – отмечает она, оценивая современные образовательные продукты.
ЭГО Университет, созданный в 2012 году в группе компаний ЭГО Транслейтинг и имеющий лицензию на образовательную деятельность, до 2020 года работал в основном в офлайне. Пандемия заставила провайдера полностью перестроить работу и предложить клиентам новые форматы корпоративного обучения. К маю прошлого года 100% программ работали онлайн.
«Мы переосмыслили подходы к работе, наши методисты проделали колоссальную работу, чтобы перестроить программы, успеть за рынком и помочь клиентам», – говорит директор Центра обучения иностранным языкам ЭГО Университета Юлия Чекмарева. Не слишком востребованными оказались дешевые, стандартные, быстрые предложения. После исследования клиентов ЭГО Университет разработал ряд удачных методических и продуктовых решений. Успешными стали навыковые экспресс-курсы и марафоны, языковые клубы с профессиональной специализацией, игровые проверки знаний, опросы, лэндинги для организаторов обучения и слушателей.
«Экосистема – это образовательные программы, профессиональные процессы взаимодействия („путь слушателя“), мероприятия для клиентов. 2020 год лишил нас свободы, запер дома, но дал нам новую свободу – комбинацию онлайн и офлайн-форматов. В 2021 году мы будем совершенствовать контент с учетом новых реалий. Для нас стало меньше ограничений – в будущее смотрим с оптимизмом!» – говорит Юлия.
Как создать профиль и вести блог в LinkedIn на английском языке
Преподаватели – новые селебрити, а качественное образование – условие выживания вида
, добавляет основатель ELK Academy Федор Соколов. Он собрал интернациональную команду тренеров, в том числе актеров для преподавания произношения, чтобы продвигать формулу Education+Love=Knowledge.
«Мы помогаем компаниям не только с английским, но и с коммуникациями – хотим, чтобы люди вдохновляли друг друга. Мы прописываем цели по OKRs, оцениваем кандидатов по нескольким десяткам параметров, а потом соединяем это с запросом компании. Все, что работает в бизнесе, работает в образовании!» – считает он.
Эксперты отмечают тренд на геймификацию, рост элитарности офлайн-программ, важность партнерства.
«English INVENTаризация 2021» Корпоративной Академии Росатома собрала около 90 участников – представителей крупного бизнеса («Росатом», «Северсталь», «Газпром нефть»), операторов и разработчиков образовательных программ (Skyeng, Яндекс.Практикум, ЭГО Университет, ELK Academy и др.).
Источник: Группа компаний ЭГО Транслейтинг