Автор: Широкопояс Алексей, тренер-консультант по созданию обучающих программ. основатель проекта КОМПЕТЕНЦИИ
Статья опубликована в № 4 2015 года журнала «КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ»
По поводу индивидуального и группового обучения руководителей ведению тренинга обращайтесь к автору статьи. моб: 8-926-210-84-19, consult2005@inbox.ru
«Любая достаточно развитая технология неотличима от магии»
Третий закон Кларка.
В этой колонке Вы узнаете, как любой человек может стать тренером-ведущим быстро, без стресса и бесплатно, если он этого хочет. На данный момент в обществе далёком от профессиональной тренинговой среды сложилось мнение, что бизнес-тренер — это человек, который является экспертом в области, в которой он обучает, соответственно: продажник обучает продажников, менеджер – менеджеров, руководитель — руководителей, дворник – дворников. И это недалеко от истины! Почему не далеко? Потому что кроме экспертизы в теме необходимо иметь ещё и профессиональную компетенцию в области обучения взрослых, тренерское ремесло. Однако эта «МЕЛОЧЬ» или игнорируется (из-за незнания о существовании этой области знаний) или ловко подменяется «мастерством презентации» или, упаси господь, «ораторским искусством».
Сами тренеры тоже не прочь «подпустить тумана» вокруг своей профессии и тренерского ремесла – каждому хочется побыть единственным и неповторимым «Великим Гуру». Вот и появляются на работных сайтах описание требований к тренеру (это реальные запросы которые я видел): «тренер с хорошим тренерским образованием – филологическим….», « …требуется бизнес-тренер, размер одежды не менее 54…», « …требуется тренер-директор крупного предприятия…» и прочее, и тому подобное. Из всей этой эклектики можно условно выделить два подхода:
- 1.«это сможет любой (опытный) человек»;
- 2.«это что-то очень «психологическое», почти мистическое, далеко не каждому дано!» А истина вероятно, где то рядом, но точно не посередине.
Я предлагаю исследовать область тренерского ремесла , с целью найти для начинающих тренеров (включая кандидатов в тренеры) какие-то НЕмистические, а вполне практичные и простые способы жить в этой профессии легко и непринуждённо.
Оценка качества корпоративного тренинга
Начнём исследование этой «загадочной и тёмной» области с того, что делает её собственно такой волнующей — с приключений, которые находят себе смелые самостоятельные путешественники на этом профессиональном пути:
- Общее сопротивление группы
- Трудные участники
- Отсутствие учебного результата
- Утрата авторитета
Общее сопротивление группы
Это проклятие для неопытного тренера-руководителя. Для уже опытного тренера-профессионала, практически невозможный вариант, но всё-таки встречается (крайне редко) в уникальных условиях: группа уже существует, её возглавляет неформальный лидер и сплочена вокруг идеи «вредности этого тренинга». Обычно механика такова: группе задолго до тренинга пообещали наказание (как это воспринимает группа) за успешное прохождение тренинга.
Примеры из жизни: начинающим тренерам-ведущим (ещё вчера бывшим педагогам дошкольного и школьного образования) предстоит вести очень сложный тренинг по мышлению (плохо развиваемая компетенция) для групп производственных руководителей (которых эти «тренеры» очень боятся). Для этого тренеры-ведущие должны сами успешно пройти этот тренинг. Если они успешно проходят его — их заставят вести этот «опасный» тренинг, по этой «опасной» теме, для «опасных» людей. Если нет – всё останется по-прежнему – хорошо и спокойно. Догадайтесь, что выбрала группа?
Ну, это уже изыски, у начинающего тренера-руководителя проблема выглядит проще: продажники не дают результат, который хочет руководство, и он решает их поучить. Даже не исследовав проблему (а чего тут исследовать) собрать всех, желательно в выходной, на один полный день, и начать вещать с поучениями и угрозами – И вуаля! Общее сопротивление готово! Массовый сон или масса неприятных вопросов — выбирайте, что по вкусу!
Трудные участники тренинга
Эта история не такой обширный кошмар для тренера, как предыдущий, а частное, но весьма болезненное проявление того же самого несовпадения целей тренинга и участника. Есть, однако, поправка: набор целей «трудного участника» намного более разнообразный. Тут Вам и осознанное — заявить о своей экспертности, о проблемах предприятия, о личной неприязни и многое другое. И, конечно, масса неосознанного — желания оказаться в центре внимания, лидировать, реализовать какие-то комплексы и прочее педагогическое, психотерапевтическое и даже иногда психиатрическое.
Примеры из жизни: обращение участника к тренеру в самом начале: «Вы что-то не то делаете, так тренинг не ведут, вот я был на тренинге, там всё было по-другому…..» О цели участника догадались? А вот он сам, ещё нет! А вполне может догадаться через пару минут (или лет), и ряды тренеров пополнятся ещё одним харизматичным дилетантом (в смысле начинающим).
Или на тренинге руководителей: «…да чего тут обсуждать, подчинённые просто должны выполнять мои распоряжения, зачем мне этот тренинг по управлению исполнением?» И тут, наверное, намёк понятен: «Кто-то должен делать мою работу (участника тренинга)! Вот ты — тренер, ты и разбирайся!»
Отсутствие учебного результата в работе тренера
Вообще-то так и должно быть, если начинающий тренер, в том числе и тренер — руководитель, понятия не имеет о процессе обучения взрослых, стало быть, его (процесс обучения взрослых) не выполняет. То есть это нормально: если ты ничего не делаешь или делаешь что-то другое, то и желаемый результат может появиться только случайно (вот она где мистика профессии). В смысле результат не закономерен. Ведь выступления перед аудиторией (или вэб — камерой) как таковые, вообще-то не относятся к эффективным методам обучение взрослых. Поэтому разного рода конференции, лекции, вебинары (если это единственный процесс в программе) — это скорее развлечение для участников, чем учёба. Можете сколько угодно вещать с трибуны, в головах у участников ничего не изменится. Жаль, но чудес не бывает! В этом смысле телевидение (с его «цыганским трансом») покруче будет!
Примеры из жизни:
Буквально недавно директор одной из моих компаний-партнёров, попросил меня выступить через минуту-другую перед его подчинёнными на цикловом совещании, чтобы поднять эффективность руководителей компании. Я отказался: я тренер, а не волшебник, не политик, не экстрасенс. Действия результативного тренера технологичны, а не харизматичны, как принято считать. Хотя выглядят именно харизматично (опять мистика профессии).
Утрата авторитета тренера
Вероятно, эта вещь не заинтересует прагматичного начинающего тренера: неприятно конечно, но будут и другие группы. Для тренера-руководителя эта ошибка будет роковой, как и для единственного внутреннего тренера небольшой компании.
Пример из жизни:
Одна участница тренинга рассказала, что когда её «обучал» руководитель, то она настолько увлеклась задаванием вопросов, что «тренер» — руководитель просто выгнал её из аудитории и пригрозил штрафом (все же знают, что у нас «штрафы запрещены»). Догадайтесь, мои внимательные Читатели, в чём расписался этот «тренер»? Правильно: в том, что он не тренер.
Проблемы описаны, а делать что? Продолжение следует …. читайте «О тренерском ремесле: не харизматично, но технологично. Часть 2»
Что влияет на успешность корпоративного тренинга?