На рынке работодателей есть лидеры и аутсайдеры, «альфа»-компании и представители мелкого бизнеса, социально-ориентированные организации и нацеленные исключительно на прибыль – все они формируют определенный «ландшафт», количественно-отраслевой и ценностный. С количественным все понятно, учет – удел статистики. Ценностный посчитать сложнее. Как понять, поддерживает ли компания ценности человечности, заботы о сотрудниках, способствует ли развитию специалистов, или – с точностью до наоборот?
Помимо HR-метрик – таких, как текучесть кадров, средний стаж работы в компании, уровень внутренней мобильности – можно использовать показатель субъективный, а именно – отзывы сотрудников, бывших и нынешних, об организации. У критерия есть очевидные минусы, связанные как раз с субъективностью: достоверность событий, описанных в отзыве, невозможно проверить. Да и зачастую отзывы строятся не на фактах, а на эмоциях; преимущественно – негативных (законы психологии не изменить, плохое «цепляет» сильнее).
И все же общее представление о компании отзывы дают. Просто при их анализе (коль скоро мы решим их не просто полистать, а изучить внимательно, опираясь на определенные критерии) стоит держать в фокусе мысль об ограниченности выводов. То есть мы не можем просто взять и разделить компании, отзывы о которых мы изучили, на хорошие и плохие. Но, собрав и изучив множество отзывов, мы можем получить общее представление о том самом ценностном «ландшафте», который позволяет охарактеризовать рынок труда как здоровый – или не очень.
С сентября текущего года на портале Trud.com возросло число отзывов о работодателях – при том, что команда не проводила PR-активностей, связанных с привлечением внимания к соответствующему функционалу. Возможно, к сентябрю накопилась «критическая масса» желания высказаться – после тяжелой весны и все-таки отпускного лета. Количество отзывов, оставленных за месяц, в сентябре возросло в 4 раза по сравнению с августом, и в 3,5 раза – по сравнению с мартом.
Вопреки общепринятому и высказанному в данном тексте представлению о том, что ругают чаще, чем хвалят, в итоговом рейтинге ноября уверенную победу одержали положительные отклики. 38% компаний получили общий пятизвездочный рейтинг. Обладателями самого низкого рейтинга (одна звезда) стало чуть больше четверти компаний (26%).
ТОП компаний, получивших итоговый пятизвездочный рейтинг и наибольшее число отзывов, отражен в таб. 1. Собирательные выводы сформированы на основе контент-анализа отзывов, опубликованных на сайте.
Таб. 1. Собирательные отзывы о компаниях, получивших 5-звездочный рейтинг на Trud.com, и собравшие максимальное количество отзывов.
Согласно отзывам, лидеров рейтинга объединяют ценности:
- честности (своевременная оплата труда, прозрачная система начисления заработка),
- поддержки внутри коллектива,
- наличия возможностей для профессионального развития,
- обеспечения комфортных условий работы,
- адекватного соотношения загрузки и оплаты.
Познавательным оказался взгляд на «темную сторону Луны». За что сотрудники критикуют и упрекают работодателей?
Вот что показал контент-анализ отзывов, адресованных компаниям – лидерам антирейтинга (негативные факторы упоминаются в порядке снижения частоты упоминания):
- обещанное вознаграждение отличается от реального, несвоевременная выплата зарплаты,
- необоснованные штрафы,
- необходимость покупать спецодежду/униформу за свои деньги,
- открытое мошенничество (вымогательство денег под видом залога, необходимости закупки расходных материалов),
- унижение со стороны руководства,
- отсутствие возможности получить больничный,
- ненормированный график (вопреки формальным договоренностям).
Обобщения, сделанные нашей командой при работе с отзывами, безусловно, Америку не открывают. Но, во-первых, лишний раз напоминают о пользе обратной связи от сотрудников и отзывах как ее источнике. А, во-вторых, показывают, что на российском рынке труда есть примеры корпоративной культуры, обращенной к сотрудникам лицом, и это обнадеживает.
Отзывы сотрудников «Банкор»: как не совершать ошибки, принимая людей на работу