Центры муниципальных компетенций или как городам стать по-настоящему умными

От глобализации — к глокализации

По итогам последней переписи населения 2010 года, 74% граждан России проживает в городах. Всего в России 1100 городов. 19 400 сельских поселений — это заброшенные деревни, в которых на момент переписи никто не проживал.

Общая тенденция одинакова в целом по планете: люди предпочитают комфортное проживание и уезжают жить в город — в центр культурных и политических событий с возможностью учиться в престижных вузах, получать более качественное медицинское обслуживание, иметь доступ к достижениям мировой цивилизации.

Значение границ между городами и странами стирается: путешественники чаще едут в Барселону, чем в Испанию, в Лондон, чем в Великобританию.

Когда мы говорим о чём-то в контексте мира, мы используем термин «глобальный», «глобализация». Если мы хотим акцентировать внимание на местных особенностях, мы говорим «локальный». Развитие достоинств территории, конкурентоспособных на глобальном уровне, определяется новым термином «глокализация».

В центре города — человек

Власть и бизнес непрерывно реагируют на потребности горожан.
Городские власти передают творческому объединению в пользование здание для создания креативного пространства… Частная компания арендует у города помещение и открывает в нём ресторан востребованной кухни… Или покупает у другой такой компании этаж дома и открывает детский сад для жителей квартала… Чем понятнее сформулирован запрос от жителей, тем удовлетворительнее будет ответ на него.

Город растёт за счёт тематических пространств — торговли, развлечений, мест для духовного развития, просвещения, спорта, отдыха, захоронений. Чтобы городская среда непрерывно совершенствовалась, необходимы всем понятные отношения между властью, населением и бизнесом. Город и человек — это единая экосистема, отражающая освоенные технологии и «социальное здоровье» общества.

Горожане — главный актив территории

Город должен непрерывно удовлетворять запросы населения. Сложно учитывать интересы каждого, когда жителей много, и все они разные. Отсюда возникают городские сообщества — объединения активных граждан, решающих свои задачи самостоятельно.

Существуют разные формы объединения людей в сообщества:
— товарищества собственников жилья (ТСЖ);
— территориальные органы самоуправления (ТОС);
— культурные или научные советы при администрации города;
— некоммерческие компании, объединяющие единомышленников вокруг какой-то идеи и представляющие их интересы.

Города по всему миру конкурируют за жителей, поскольку главным двигателем развития территории являются люди, организованные в сообщества.В этой борьбе учитывается множество факторов: комфортный климат, интересная работа, удобное жильё, качественное образование, возможность общаться с другими людьми — единомышленниками

Город, в котором удобно и интересно жить, всегда будет привлекать талантливых людей. Сообщество талантливых людей всегда найдет способ сделать свою жизнь удобной и интересной. Население создаёт организации и участвует в управлении своей территории через органы самоуправления. Главная особенность городов — это возможность жителей изменять условия своего проживания.

Сообщество исследователей города

Жизнь города — предмет исследований урбанистов по всему миру. В России создан международный Консорциум Glocal Strategy Practice, объединивший экспертов, консультантов и методологов с опытом реализации проектов в сфере промышленности, образования, медицины, «умных технологий». Задача Консорциума — изучать проблемы территорий и предлагать надёжные решения.

В основе деятельности экспертов три принципа:
— понимание природы отношений власти и общества;
— глокализация городов;
— практико-ориентированный подход при формировании решений.
Glocal Strategy Practice является примером профессионального сообщества, объединяющего опыт городов — Москвы, Санкт-Петербурга, Тампере, Сеула, Тольятти, Астрахани.

Будущее городов  России

Из 1100 российских городов только 10 способны конкурировать с глобальным миром. Эксперты Консорциума Glocal Strategy Practice определяют основную причину такого разрыва не в плохом исполнении обязанностей менеджмента территории. Россия — это 65 млн. городских жителей, безучастных к судьбе своего города.

Чаще всего это связано с незнанием собственных прав и возможностей: как организовать во дворе парковку или спортивную площадку, вывезти мешающее дерево или «нарисовать» пешеходный переход у дома.

Опросы в регионах показывают необходимость обучения граждан. Нужно всеобщее повышение грамотности в вопросах муниципального управления и эффективного ведения домохозяйства. Для этого в крупных городах России открываются Центры муниципальных компетенций, где каждый активный гражданин может:
— познакомиться с порядком участия в работе ТОС и ТСЖ;
— узнать о том, как можно влиять на развитие культуры, дворового спорта, профессионального образования в своём городе;
— самостоятельно делать запросы в ответственные органы и решать свои потребности.

Первый Центр муниципальных компетенций заработает в Астрахани с февраля 2019 года.

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP