Всего лишь 25% digital-специалистов работают с менторами для развития в профессии

Работа.ру и Solvery провели исследование и выяснили, насколько в России развито менторство для специалистов в digital-индустрии. В исследовании приняли участие более 1000 пользователей Работа.ру, представляющих digital-специальности в отраслях IT, дизайна и маркетинга.

81% опрошенных digital-специалистов стараются самостоятельно искать решения рабочих задач в случаях возникновения сложностей (множественный выбор). Также 33% респондентов рассказали, что ищут нужную информацию в статьях и книгах, 32% обращаются к наставникам, руководителям или менторам, а 26% обращаются за помощью к коллегам.

Еще по 6% участников исследования отметили, что слушают тематические подкасты для решения рабочих задач или обращаются за помощью в тематические сообщества. 4% опрошенных указали, что посещают конференции и митапы, где знакомятся с лидерами рынка.

Чаще всего специалисты в digital-индустрии обращаются за помощью в целях обучения и повышения квалификации (49%) или для получения практических советов в решении сложной задачи (47%).

Четверть опрошенных (24%) обращаются за карьерными консультациями или советами по смене работы. Еще 19% респондентов, обращаясь за помощью, рассчитывают ускорить повышение и увеличение зарплаты.

Каждый десятый респондент обращается за помощью для определения слабых сторон своих стратегий или идей. В варианте «Другое» 6% опрошенных чаще всего отмечали, что редко обращаются к кому-то за помощью.

Кейс. Эффективные практики менторинга в системе наставничества

50% участников исследования рассказали, что чаще всего в рабочих задачах им помогают коллеги. 29% опрошенных получают помощь от начальства, а 21% — от наставника или ментора.

Как отобрать и обучить наставников. 5 ключевых проблем и решений

62% опрошенных digital-специалистов обращаются за помощью к определенным людям из-за наличия у них успешных кейсов. Для 36% респондентов важна вовлеченность в процесс специалиста, оказывающего помощь.

Четверть респондентов (25%) выбирают помощников по личной симпатии. Еще 10% участников исследования ориентируются на экспертизу и авторитет специалиста, а 3% — на наличие сертификатов.

В варианте «Другое» 6% опрошенных чаще всего отмечали, что редко обращаются к кому-то за помощью.

Для совершенствования собственных навыков 57% digital-специалистов изучают профессиональную литературу и другие источники. Еще 38% опрошенных рассказали, что регулярно проходят курсы для повышения квалификации.

25% респондентов отметили, что в профессиональном развитии им помогает постоянный наставник. 11% участников исследования указали, что часто посещают профильные конференции и другие мероприятия, а 10% развивают soft и hard skills.

Еще 7% опрошенных поделились тем, что ведут научно-исследовательскую деятельность. В варианте «Другое» 4% респондентов чаще всего отмечали, что развиваются благодаря личному опыту работы.

Всего лишь 25% digital-специалистов работают с менторами для развития в профессии

Команда Solvery подготовила срез аудитории учеников, занимающихся на сервисе. Чаще всего с менторами учатся специалисты уровня Junior — они составляют 40% аудитории. Согласно исследованию, основной проблемой данной аудитории, является отсутствие наставника на рабочем месте. На втором месте — страх говорить, что они чего-то не знают, тем самым демонстрировать свою некомпетентность. Также достаточно распространенный кейс для данной аудитории — желание прокачаться на следующий уровень Middle-разработчиков.

Второй по численности аудиторией, которая пользуется услугами наставников, является группа Intern. Они составляют 29%. Эти пользователи самостоятельно или с помощью курсов получили первые знания и навыки в новой профессии, но их все еще недостаточно для устройства на первую работу. Аудитория интернов является одной из наиболее обширных, так как людей получивших базовые навыки, но не имеющих рабочих кейсов, очень много в связи с большим количеством курсов.

Middle-разработчиков, которые прибегают к помощи менторов 12%. Как правило, специалистам уровня Middle уже не требуется сильный контроль со стороны команды, они способны самостоятельно определять направления и методы реализации задач. Данная аудитория обращается к наставникам, когда ставится вопрос о переходе на следующий уровень — Senior, так как ведущий разработчик должен не только уметь проектировать с нуля, но быть способным взять на себя ответственность за итоговый продукт в целом.

Не стоит забывать и про новичков, которые только начинают свой путь в IT. Они еще не имеют навыков и знаний или проходят стартовые курсы и нуждаются в обратной связи от опытных коллег. Данная аудитория составляет 9% всех занимающихся на сервисе.

Если говорить о разработчиках уровня Senior, то чаще всего они приходят с запросами связанными уже не столько с техническими вопросами, сколько с развитием soft-skills и навыков управления командами. Специалистов уровня Senior, которые обращаются к менторам 3%.

И отдельной категорией стоит выделить корпоративных заказчиков, которые прокачивают свои команды и/или отдельных сотрудников по вопросам запуска, масштабирования и отдельным техническим вопросам связанным с продуктом. На данный момент 7% аудитории прибегает к помощи наставников сервиса Solvery для прокачки своей команды. Но наблюдается тренд развития данного направления, так как все больше компаний используют тактику «выращивания» собственных кадров, нежели найма со стороны.

На платформе Solvery наиболее востребованными наставниками являются менторы-разработчики, так как изначально сервис позиционировался на развитии hard-skills. Тем не менее, в Solvery продолжают расширять сферу менторов, с которыми сотрудничаем и подключаем наставников, которые работают в смежных с разработкой сферах, таких как продакт-менеджеры, дизайнеры и маркетологи.

Распределение представителей технологий на сервисе:

  • разработчики — 75%

  • дизайнеры — 13%

  • продакт-менеджеры — 7%

  • проджект-менеджеры — 3%

  • маркетологи — 2%

Если говорить о росте рынка IT-образования в России и востребованности IT-специалистов, то стоит обратить внимание на статистику. В 2019 году 12% всего рынка дополнительного образования занимало онлайн образование в сфере IT, в пост-ковидный период эксперты прогнозируют рост данного направления более чем на 15%. Команда Solvery уверена, что год от года будет развиваться и популяризироваться система наставничества, так как менторство один из наиболее эффективных способов передачи знаний от более опытного эксперта менее опытному — менти.

Кейс. Практики отбора и подготовки наставников на производстве

Работа.ру — сервис для поиска работы и подбора персонала, входит в экосистему Сбера. На сервисе размещено более 19,7 млн резюме, зарегистрировано более 730 тысяч работодателей и публикуется более 200 тысяч вакансий каждый месяц.

Solvery — это сервис подбора менторов для индивидуальных занятий в сферах IT, дизайна и GameDev. Доступен в России и США — занятия проводятся с учениками из 20 стран мира. Занятия проводятся, как для частных учеников, так для стартапов и крупных компаний, в числе которых Docsinbox, Fantasy Invest, Zvonobot, Texnaxis и другие. На сервисе порядка 300 наставников, которые предоставляют образовательные и консультационные услуги по более чем 200 технологиям в разработке, дизайне и управлении командами. На данный момент на сервисе проведено более 5000 часов занятий.

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Редакция

Коллеги ! Поделитесь с нами вашими новостями и достижениями вашей компании в работе с персоналом. Присылайте к нам на consult@hr-media.ru. Все статьи попадут в еженедельную рассылку - обзор отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP