Эффективность вовлекающего онлайн обучения: чему HR стоит поучиться у геймеров?

Анастасия ХижняковаАвтор: Анастасия Хижнякова,  директор по развитию, Москва

На гребне волны

Современная реальность «дикого информационного перегруза», когда человек «цифрового поколения» мастерски овладел навыками серфинга по верхушкам волн обрушивающейся на него со всех сторон  информации, требует от HR-менеджера освоения новых, «вовлекающих вглубь», методов обучения персонала.

 

Если раньше процесс обучения состоял в донесении материала, усвоении материала и проверки знаний, то теперь ключевым моментом обучения становится управление вниманием обучаемого

вовлекающее он-лайн обучение

Социальные сети, онлайн-игры, блоги, видео и фото хостинги, почтовые сервисы, информационные и коммуникационные порталы – вот они, отвлекающие поглотители рабочего времени. И – новые средства непрерывного обучения. Очевидно, что в гонке за привлечение и (!) удержание внимания сотрудников побеждает HR, активно использующий новейшие технологии в своих «меркантильных» целях – ведь он помнит, что зло можно уничтожить только превратив его в благо.

 

Вовлекающее онлайн обучение . Что это?

Вовлекающее онлайн обучение – успешный симбиоз деятельностной методологии и использования современных интерактивных технологий, позволяющий достигать практически 100% усвоение знаний. Внешне это может быть похоже на компьютерную игру или виртуальную модель реальности, со множеством заложенный вариантов – сочетание несерьезного формата игры с серьезностью изучаемой информации. На Западе этот формат обучения так и называют – serious games.

 

И почему его едят?

Во-первых – вкусно. Только яркая красочная увлекательная подача учебной информации с использованием современных интерактивных технологий высокого качества может конкурировать с многообразием неполезных «отвлечений» и привлечь внимание к себе.

 

Во-вторых – формат. Человек «цифрового» поколения привык именно к цифровой пище – через экран.

 

В-третьих – непрерывность. Современный человек обучается сам и привык «есть» порции информации не три раза в день, а непрерывно: в пробке, в дублирующем рабочем окне, во время разговора и даже во время еды.

 

В-четвертых – интерактивность. Статичность и пассивность сейчас не в моде – это нездорово. Движение, участие, возможность повлиять на всё (в том числе, и на обучение) и немедленно увидеть результаты – сегодняшний тренд и образ жизни. HR может добавить в этот список и деятельностную методологию.

 

В-пятых – игра. При стольких возможностей выбора, человек всегда предпочтет развлечение работе, а обучение на работе он воспринимает именно как часть работы.

 

И в-шестых – коммуникации. Возможность поделиться результатами и знаниями, посоревноваться с коллегами, получить признание и виртуальный (для многих «цифровых» виртуальное сейчас приоритетнее реального) статус.

 

Я – волна, новая волна: свойства вовлекающего онлайн обучения

Рассмотрим свойства, лежащие в основе вовлекающего онлайн обучения, делающие его мощным HR-инструментом:

Эмоциональная вовлеченность. Козыри вовлекающего онлайн обучения — эмоциональная включенность участников, достигаемая за счет игровых психотехнических процедур, высокий уровень интереса и энергетический подъем — делают этот продукт желанным и привлекательным.

Азарт — основное чувство, которым характеризуется игра.

«Игры – часть нашего существования. Мы тратим бесчисленное количество часов и денег на поиски воображаемых сокровищ в виртуальных мирах. Законы компьютерной вселенной действуют и в реальной жизни», — слова журналиста Тома Чатфилда.

 

Любопытство или стремление к познанию – простое человеческое чувство, благодаря которому и развилась наша цивилизация. Почему геймеры могут играть по 20 часов в сутки и по нескольку суток подряд? Почему пользователь не может покинуть игру? Потому что он стремится познать мир игры, он не может его покинуть. С помощью воздействия на любопытство игрок удерживается в игре. Хорошая игра сразу не раскрывает все свои секреты, также как хорошая книга, хороший фильм: они до момента кульминации держат в напряжении. После того, как человек прошел игру – ему хочется продолжения. Он не может остановиться, он хочет играть в нее дальше. Когда мы говорим о вовлекающем онлайн обучении на основе игры, мы подразумеваем два вида любопытства: любопытство внешнее и любопытство внутреннее. Так, например, игра может заинтересовать вначале тем, что она яркая и внешне довольно привлекательно оформлена. Но приступив к игре, можно настолько увлечься, что появляется второй уровень любопытства: внутреннее любопытство. Захочется узнать: « А как это работает? А что это мне может дать? А что я могу сделать здесь? А здесь?».

 

Изменение поведения людей.  Еще одна из мощных вещей, которые могут делать игры – изменять поведение людей. И это буквально, действительно так. Разумеется, не каждая игра, но хорошо подстроенные игры тем не менее могут. Яркий пример игры компании Disney под названием «Toontown Online», где игрок выступает в качестве «мультяшного» персонажа, который должен бороться со злыми персонажами, уничтожающими веселье в городе. Когда персонажи встречаются друг с другом, они должны выбрать из нескольких фраз приветствие, и после завершения разговора выбрать благодарность либо прощание. Создатели игры получили пачку писем от тинейджеров, игравших в игру. Они сообщали, что из-за заложенной игровой механики, они в жизни стали говорить чаще «спасибо», а ведь это довольно сильное изменение поведения просто от того, что человек поиграл в игру

 

Возможность ошибаться. Любая ошибка человека на работе сопряжена с потерей ресурсов. Человек теряет время, деньги – ведь реальность не прощает ошибок, в отличие от виртуального мира. Очевидный плюс игры как метода обучения: «В игре вы сразу понимаете: если сделали что-то не так — вас убивают».

По теме: Digital — тренды управления персоналом и рост эффективности

Изучение новых навыков и отработка их на практике. Предлагая человеку какую-то новую для него ситуацию и давая ему на выбор новые инструменты, о которых он даже мог раньше не знать или просто не подумать — мы предлагаем человеку научиться чему-то новому, т.е. получить такой-то новый навык, более того, отработать этот навык сразу на практике. Причем, возвращаясь, к вышеуказанным свойствам игры: человек может ошибаться в игре. Соответственно, человек в игре может отрабатывать одно и то же действие раз за разом.

 

Прекрасное далёко

 

HR нового поколения должны принять, что будущее уже наступило — гораздо быстрее, чем его ожидали: «цифровые» сотрудники наводнили офисы и требует абсолютно нового формата обучения, нового во всех смыслах – с использованием компьютерных и медиатехнологий, многие из которых мы и не мыслили применять в обучении. Да, может показаться непривычным видеть сотрудников играющих в компьютерные игры в разгар рабочего дня. Но ведь не мыслим же мы сегодня работы без интернета и мобильного телефона, которых раньше даже не могли себе представить?

По теме: Digital организация — что это такое на самом деле

 

 

 

 

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Редакция

Коллеги ! Поделитесь с нами вашими новостями и достижениями вашей компании в работе с персоналом. Присылайте к нам на consult@hr-media.ru. Все статьи попадут в еженедельную рассылку - обзор отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP