Инновационный потенциал персонала. Управляй перспективой

инновационный потенциал персонала организацииАвтор: Вениамин Александров доктор экономических наук, профессор

Россия на протяжении двух последних десятилетий живет в условиях перманентного кризиса. И в то же время является донором инновационных идей для мирового сообщества. Эти идеи, превращаясь в инновации в  других странах мира, ставят нашу страну в экономическую зависимость от импортных поставок готовых технологий и товаров. В результате доля инновационной продукции России на мировом рынке составляет менее 0,5%. В то же время доля США – 36%, Японии – 30%, Германии – 16%, Китая – 6%. Одна из основных причин – низкий уровень инвестиций в радикальные инновации. В России они составляют 0,3% от уровня США. Наша страна тратит на НИОКР меньше чем Испания, Тайвань, Бельгия или Израиль.

Инновационный потенциал персонала организации — эволюционные технологии Toyota

innovacionnyi_potencial_personala

Вместе с тем эволюционные инновации не требуют значительных инвестиций, но приносят значительный доход. Эволюционные инновации — это инициативные предложения сотрудников, содержащие оригинальный подход к решению о ликвидации проблемных мест в компании. Однако, огромные ресурсы инновационного потенциала персонала организации  отечественных компаний остаются “в тени” и не реализуются.

Ещё в 1951 году на “Toyota” внедряется управленческая новация – вводится система предложения идей. Суть заключалась в том, что любой сотрудник мог предложить свою идею по усовершенствованию любого процесса происходящего в компании. Если идея была внедрена, то сотрудник получал денежную премию. В компании поощрялась инициатива и возможность каждого сотрудника участвовать в преобразованиях, новациях и улучшениях, готовность обучаться.

В недавнем интервью председатель Toyota Motor Эйдзи Тоёда сказал: «Для японских рабочих характерно то, что они работают не только руками, но и головой. Наши рабочие вносят 1,5 миллиона предложений в год, и 95 процентов из них находят практическое применение. Стремление к совершенству на Toyota столь велико, что ощутимо почти физически в атмосфере, царящей у нас».

Инновационный потенциал персонала организации — отечественные нововведения

В ряде отечественных компаний находит понимание идея активизации инновационного потенциала персонала организации. Например, в компании «Эконика» в 2008 г. было принято стратегическое решение — создать систему управления инновациями. В 2009 г. был создан специальный комитет по инновациям с целью оценки поступающих идей, отбора наиболее эффективных и их внедрение, подготовлен регламент по управлению инновациями. Все предложения, независимо от способа их получения, регистрировались по единой схеме в документе «Реестр бизнес-идей».

«Эконика» изменилась не только внешне, но и изнутри.  Главным ресурсом компании являются люди: улучшена система управления инновационным потенциалом персонала организации, внедрены прогрессивные методы работы, издается  корпоративный журнал «Под парусами «Новард». Корпоративное издание формирует командный дух, мотивирует сотрудников на новые достижения, расширяет круг их интересов и общения, помогать строить прочные мосты дружбы и взаимопонимания. Сегодня под брендом «Эконика» работает более 140 фирменных салонов в России и Казахстане.

Чтобы отечественным компаниям наращивать прибыль и побеждать в конкурентной борьбе нужен эффективный инструмент управления персоналом, в частности, инновационным потенциалом персонала организации. Мною разработана система «Виктория». Сущность Системы — нацеленность на эволюционные инновации, появляющиеся в результате постоянного поиска сотрудниками проблемных мест в компании и их ликвидации. В эту деятельность вовлечен весь инновационный потенциал персонала организации. Управление ею предполагает развитие такой компетенции у менеджмента компании как эмоциональный интеллект.

Инновационный потенциал персонала организации — основные этапы управления

Бизнес-процесс управления инновационным потенциалом персонала организации укрупненно можно описать четырьмя этапами:

  1. поиск проблемных мест, на решение которых и направляется инновационный потенциал персонала организации;
  2. выдвижение инициативных предложений. В персональных карточках руководителей фиксируются проблемы его подразделения и  инициативные предложения, направленные на их решение;
  3. оценка и внедрение предложений. Инициативные предложения оцениваются экспертами. Менеджмент компании контролирует движение поданных предложений и обеспечивает их своевремен­ную реализацию;
  4. мотивация и стимулирование творческой инициативы сотрудников. За внедрение предложений и полученный социально-экономический эффект сотрудники вознаграж­даются.

Инновационный потенциал персонала организации — основные принципы системы «Виктория»

  1. Во всех подразделениях компании анализируется обстановка, выявляются проблемные места, на решение которых направляется творческая инициатива сотрудников. Сотрудники ориентированы не на критику недостатков, а на предложение идей, устраняющих эти недостатки.
  2. Развитие инновационного потенциала персонала организации благодаря обучению, сотрудничеству и созданию командного духа.
  3. Бизнес-процесс настроен на непрерывные эволюционные инновации. Стратегия инноваций сконцентрирована на клиента.
  4. Топ-менеджмент  компании активный приверженец Системе.

Уважаемые руководители! Предлагаемая вашему вниманию система «Виктория» способна превратить наемных работников в фонтанирующий родник творческих инициатив инновационного развития вашей компании. Давайте вместе построим систему управления перспективой вашей компании, обеспечивающую рост её прибыли

Инновационный потенциал персонала организации 

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Редакция

Коллеги ! Поделитесь с нами вашими новостями и достижениями вашей компании в работе с персоналом. Присылайте к нам на consult@hr-media.ru. Все статьи попадут в еженедельную рассылку - обзор отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP