Обратная связь 360 градусов: говорим об эффективности, сложности и затратности метода оценки

Автор: Юрий Михеев, ведущий консультант ГК «Институт Тренинга — АРБ Про

Кандидат психологических наук, эксперт по разработке «Российского стандарта Центра оценки» национальной конфедерации «Развитие человеческого капитала»

Не существует в природе специалиста по работе с персоналом, который не слышал о технологии 360 градусов, хотя есть те, кто еще не внедрял ее самостоятельно в компании

Можно смело утверждать, что им это еще предстоит, ведь более эффективного инструмента обратной связи в мире на сегодняшний день нет.

За 40 с лишним лет применения инструмента «360 Degree Feedback» стало очевидно, что этот метод сбора и анализа обратной связи предоставляет уникальную и действительно научно обоснованную информацию о том, что думают люди о работе конкретного сотрудника. Тем не менее многие HR-менеджеры, а порой и сами руководители предприятий опасаются применять этот метод, хотя он и входит в большинство стандартных программ по комплексной оценке персонала.

Почему?
Правда ли, что этот метод сложен, энергозатратен и может дорого обойтись компании во всех смыслах?

Да, если:
— проводить сбор и анализ информации вручную на бумаге: такой проект может загрузить отдел персонала небольшого завода на полгода.
— в компании не разработана внятная модель компетенций: применение технологии «360 градусов» будет малоэффективно.
— спустить опросник «сверху» без разъяснений, да еще и ошибочно называть его методом «оценки 360 градусов»: проблемы с персоналом гарантированы.

Нет, если:
— использовать современные онлайн инструменты сбора и анализа информации, которые сокращают трудозатраты специалистов отдела персонала как минимум в 10 раз.
— грамотно провести предварительную информационную кампанию и разъяснить отличие обратной связи от оценки.
— уметь читать полученные графики и давать обратную связь не только сотрудникам, но и руководству.

Мой многолетний опыт работы говорит, что на каждой стадии внедрения исследования «360 градусов» возникает несколько подводных камней, которые могут «потопить» весь проект:

1. На старте:
• Не тех успокоили
Процедура сбора обратной связи вызывает сильнейшее беспокойство у тех, кто ее должен давать: ведь эти сотрудники не получат потом ничего взамен, они просто выдают информацию в никуда. Конечно, все зависит от типа корпоративной культуры и от уровня персонала, но важно успокоить не только тех, кто готовится получить обратную связь, но и тех, кто будет ее давать!

• Не так назвали
Критично для успеха проекта помнить и донести до сотрудников, что «360 градусов» — это именно обратная связь, но ни в коем случае не инструмент оценки. Важно подчеркнуть, что никакие кадровые решения на ее основе приниматься не будут!

2. В процессе:
• Не тех «исследовали»
Ключевой подводный камень – стиль управления. Если в компании преобладает авторитарный стиль руководства, то ожидать от подчиненных откровенной обратной связи сложно. Однако, именно «обратная связь 360 градусов» может в долгосрочной перспективе сделать стиль управления в компании более демократичным.

• Не заручились поддержкой руководства
Если руководство компании не поддерживает идею проекта в целом, нужно быть готовым, что и результата может не быть. Как разговаривать с топ-менеджментом о важности обратной связи для развития персонала – это тема для отдельного материала.

• Не обеспечили явку
Для полноценной картины необходимо собрать хотя бы 80% ответов, но даже этой цифры достичь достаточно сложно. Применение онлайн инструментов существенно облегчает достижение кворума, хотя исполнительская дисциплина в компании сильно влияет на результат.

По теме: Оценка руководителя: 12 способов проверить работу провайдера по оценке персонала

3. По итогам:
• Не проанализировали результат
Существуют компании, которые специально предоставляют результаты обратной связи только самим сотрудникам, оставляя им возможность решать, что с этим делать. Использование внешних провайдеров позволяет полностью исключить отдел персонала из процесса. Однако в большинстве случаев важно суметь прочитать полученные графики и найти возможность обсудить результаты проекта с высшим руководством.

• Не продумали переход от графиков к развитию
Результаты обратной связи – отличный способ построить разговор с сотрудником о его развитии и подготовить рекомендации по дальнейшим шагам.

 

Все вышеизложенное – лишь верхняя часть айсберга и только часть вопросов, которые мы затрагиваем на занятиях открытой онлайн-школы «Обратная связь 360 градусов». В этом году Институт Тренинга АРБ-Про будет проводить школу уже в третий раз, и теперь помимо лекций и практических занятий в программу включены вебинары с экспертами — ведущими специалистами в сфере HR и T&D. Занятия в школе будут проходить раз в неделю с 3 ноября по 11 декабря 2016, а принять участие сможет любой желающий.

По теме: Лучшие статьи года по оценке персонала

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Редакция

Коллеги ! Поделитесь с нами вашими новостями и достижениями вашей компании в работе с персоналом. Присылайте к нам на consult@hr-media.ru. Все статьи попадут в еженедельную рассылку - обзор отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP