Обучение руководителей: актуальность, мотивация, стратегия и методы

obuchenie rukovoditeleiАвтор : Алексей Широкопояс, главный редактор журнала «Компетенции», эксперт по развитию управленческих компетенций.

Если Вашей компании необходимы тренинги для руководителей или обучение функциональных тренеров, обращайтесь к автору статьи : consult2005@inbox.ru, 8-926-210-84-19

 

 

Знания, которыми обладает коллектив компании – является основным ресурсом сотрудников, обеспечивающих конкурентоспособность компании. Поэтому важность процесса обучения персонала недооценивать не стоит.

Есть ли различия между обучением рядового персонала и руководителей , а также, какие нюансы должен непременно учитывать тренер – рассмотрим в этой статье

Казалось бы, руководитель, который успешно управляет компанией и справляется с большим количеством подчиненных людей и так обладает серьезными знаниями. Обязательно ли ему продолжать обучаться?

Актуальность обучения руководителей, а есть ли проблема?

Как бы ни банально это звучало, но учиться должны все и всегда, независимо от количества имеющихся дипломов, отработанных лет трудового стажа и «громкого» названия должности. Это обеспечивает соответствие нарастающим требованиям рынка.

Интересным является следующее: при прочих равных условиях среди двух компаний конкурентное преимущество принадлежит той, где сотрудники демонстрируют бо́льшую готовность учиться и развиваться.

Однако оправлять всех «под одной гребенку» на всевозможные курсы и тренинги – не стоит. Да, всех можно научить полезным и необходимым знаниям, но подход к обучению различных уровней сотрудников компаний должен быть специализированным.

obuchenie rukovoditelei

В частности, если речь идет о руководящем звене, то не нужно рассматривать обучение, как банальное преподнесение определенной информации. Основным является не только усваивание руководителем полученных знаний, но и определенное переосмысление задач, которые они (знания) помогают решать, а также своей (руководящей) роли в данном процессе. В этом случае совершенно справедлива аксиома Дюшарма: «Если человеку погрузиться в определенную проблему достаточно глубоко, он сможет увидеть себя, как часть данной проблемы».

Хорошо, если получая новые знания, человек, занимающий руководящую должность, мысленно примеряет ее на себя: осознавая, что местами он бывает неправым в отношении с подчиненными, концентрируется на не ключевых моментах и т.д.
Особенности нашего времени: динамичность современного бизнеса, меняющиеся со скоростью света условия, цели, обстоятельства – все это приводит к тому, что руководителю необходимо постоянно обучаться, чтобы оставаться «актуальным». При этом лучше, если это будет разноплановый подход к получению знаний – коучинг, курсы, «деление» опытом и т.д.

Все ли руководители хотят обучаться? И что делать, если человек, занимающий руководящую должность, наотрез отказывается от перспективы обучения?

Почему некоторые руководители отказываются от обучения?
Руководителей, которые отказываются от процедуры обучения наотрез, можно условно разделить на две категории:
• Те, которые по определенным причинам не могут обучаться именно сейчас;
• Те, которые уверовали в собственную незаменимость и гениальность, считая, что дополнительное обучение им ни к чему.
Что́ нужно делать в этом случае и нужно ли что-то делать вообще – вопрос спорный. Судите сами, многие представители «первой» категории изыщут возможность для саморазвития в перспективе и успешно наверстают упущенное. А вот напыщенные «всезнайки» рискуют остаться не у дел. В любом случае саморазвитие – это личное дело каждого взрослого человека.

Существуют ли особые нюансы в процессе обучения  руководителей? И какие?
Кто будет обучать: педагог, тренер или преподаватель?

Недаром в педагогике выделен целый раздел – андрагогика – призванный выявлять закономерности и специфику освоения знаний именно взрослыми людьми. Суть андрагогической модели обучения заключается в том, что в отличие от детей – взрослый ученик несет бо́льшую ответственность как за определение области необходимых ему знаний, так и за достигнутые результаты.
Получается, что именно «ученик» в андрагогике является основной движущей силой, в свою очередь «учитель» выступает скорее координатором в данном образовательном процессе.

По теме:  Обучение менеджеров или развитие управленческой компетенции организации?

Однако не нужно перекладывать ответственность за обучение руководителей на них же самих, координация это хорошо, но как же сделать ученика движущей силой? С этими вопросами не работают ни педагоги, преподаватели (в классическом – ВУЗовском понимании). Вот тут и появляется новая андрогогическая специальность – тренер. Он сочетает в себе профессии: менеджер – координатор проекта по обучению, «продавец идей», психолог, учитель — андрогог и пр.
Рассмотрим основные особенности «взрослого» обучения:
• У человека должно присутствовать желание или хотя бы осмысленная необходимость обучения;
• Человек должен понимать практическую пользу от предстоящего обучения;
• Мощным «образовательным» стимулом является необходимость в принятии важных самостоятельных решений.
Польза от обучения взрослого человека будет лишь в следующих случаях:
• Если он действительно осознает важность и необходимость данного процесса,
• Если он активен и любопытен;
• Если он участвует в процессе, привнося неоценимый вклад своим собственным опытом.

Какие существуют способы повышения эффективности обучения руководителей?

Системная целенаправленность или целенаправленная системность?
Начнем с того, «зачем» руководителю нужны новые знания:
• Для принятия верных управленческих решений;
• Для построения новых стратегических целей;
• Для успешного решения актуальных бизнес-задач;
• Для того чтобы делиться знаниями с соответствующими подразделениями компании и т.д.
Руководитель, который не только стремиться получать новые знания, но и умеет ими пользоваться – незаменим. Однако далеко не все сочетают в себе эти умения.
Принято считать, что хорошего руководителя можно «заполучить» двумя способами: наняв на работу опытного профессионала-управленца или же «выучив» имеющегося руководителя до необходимого уровня. Однако на деле оказывается, что лишь постоянное развитие и обучение является дорогой к успеху.
Говорить об успешности любого обучения в компании, можно лишь при наличии системного подхода к процессу получения знаний. Кроме того, важно помнить, что руководительскому мастерству, равно как и совершенству – нет предела!

Если Вашей компании необходимы тренинги для руководителей или обучение функциональных тренеров, обращайтесь к автору статьи : consult2005@inbox.ru, 8-926-210-84-19

 

Автор публикации

не в сети 2 дня

Редакция

Коллеги ! Рады Вашим публикациям !
Зарегистрируйтесь в личном кабинете, как автор и самостоятельно ведите свою колонку ! Все уникальные статьи попадут в еженедельную рассылку.

Комментарии: 27Публикации: 1276Регистрация: 05-06-2013

Редакция

Коллеги ! Рады Вашим публикациям ! Зарегистрируйтесь в личном кабинете, как автор и самостоятельно ведите свою колонку ! Все уникальные статьи попадут в еженедельную рассылку.

Вам также может понравиться

Одна мысль о “Обучение руководителей: актуальность, мотивация, стратегия и методы

  1. Обучение руководителей вопрос конечно важный, но куда более существенно рассматривать его в свете управления знаниями в компании. Рассматривая процесс управления знаниями как комплексный единый процесс управления функциями персонала, отношениями в коллективе и управление компетенциями (знаниями). Тут на мой взгляд, надо рассматривать подготовку руководителя в рамках управления знаниями в компании.
    Что касается подготовки (обучения) руководителей (персонала), то необходим переход от педагогических технологий обучения к психоинформационным, где вначале идет распознавание объекта(руководителя :) обучения, а потом идет индивидуализированный подход к обучению. Это дает возможность выбора индивидуализированного метода обучения в отличии от педагогического.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Войти с помощью: 
Генерация пароля