10+ ключевых изменений в охране труда в 2021 г. Как использовать возможности ФЗ-407?

  • Новый дистанционный труд получил правовую основу в январе. Теперь надо не просто изменить локальные акты, но и заново выстроить удаленную работу. Как закрыть риски и использовать возможности ФЗ-407? Ответ на вопрос эксперты BLS дали 31 марта в рамках первого в России воркшопа о дистанционном труде
  • 10+ ключевых изменений в охране труда в 2021 г

 

По данным ГИТ г. Москвы, в 2020 г. 33% всех нарушений связаны с охраной труда, а еще вопросы по ней входят в топ-5 всех жалоб в Инспекцию. Эта доля может вырасти, ведь в 2021 г. ждет много нового.

Важно вовремя подготовиться: изменить локальные акты, провести инструктажи, подписать соглашения. Этому был посвящен вебинар 1 апреля «10+ ключевых изменений в охране труда: что надо проверить и изменить?»

С начала года вступили в силу уже около 40 новых правил по охране труда (взамен старых). Еще более 10 начнут действовать в течение года. Они касаются разных сфер: автомобильный транспорт, работа на высоте, легкая промышленность, погрузочные работы, охрана объектов, полиграфия, ремонт оборудования, перевозки и многое другое. Изменения в основном технические, но их важно знать. Скажем, в транспортных помещениях не нужны тамбур-шлюзы и тепловые завесы. А производство можно контролировать видеозаписью. Кстати, и срок действия правил ограничили 5-ю годами.

В ряде правил убрали упоминание про обучение, медосмотры, труд женщин. Но это не значит, что инструктажи не нужны: просто придется искать информацию о них в других нормативах. В итоге задач в охране труда стало больше, нужно знать многие нормативы, и, конечно, правильно оформлять решения.

Появилось немало локальных новшеств. Среди них: утвержден новый состав автомобильных аптечек, при закупке спецодежды (халаты, костюмы, перчатки), произведенной после 01.01.2021, нужно требовать сканы сертификатов или деклараций по новым формам. Сильно изменились правила для водителей – разрешено делить рабочее время на части, увеличено время для отдыха и многое другое.

Среди нового – Правила противопожарного режима и новый инструктаж по гражданской обороне. Так, инструкция по пожарной безопасности нужна для каждого здания и сооружения. Работодателей обязали вести журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. А в тренировки по эвакуации надо включать не только сотрудников, но и посетителей и всех лиц, кто заходит в здание.

Так или иначе, введение новых правил требует проверки ЛНА. Нужно исправлять их, знакомить и подписывать сотрудников с новшествами. И обязательно проводить внеплановые инструктажи. В то же время государство начинает активно применять «регуляторную гильотину», снижая число норм и отменяя старые правила. Это хорошее начинание, но работодателям также придется постоянно мониторить изменения: чтобы закрыть риски, избежать конфликтов, а еще – не делать позже лишних трудозатрат.

 

 

Почему 54 % российский работников отказались переходить на электронные трудовые книжки

.

 

 

BLS рассказала, как закрыть риски и использовать возможности дистанционного труда

 

Закон установил много новых требований к дистанционному труду. Главное из них – порядок взаимодействия с сотрудниками. Без него работодатель остается вне правового поля. Но это не только риск нарушить закон, компания не сможет эффективно управлять работниками и увольнять из-за невыполнения обязанностей. Поэтому надо детально описать детали удаленной работы: время взаимодействия, порядок передачи отчетов, обмен документами, возмещение расходов.  Причем процесс надо описать для всех 4 видов удаленной работы: в коллективном и трудовом договорах, дополнительном соглашении, локальном акте. Даже если у вас все в офисе, лучше подготовиться к возможном локдауну и вынужденной удаленке.

Например, время взаимодействия. Оно включено в рабочее, и звонок вечером работник может расценить как сверхурочку с повышенной оплатой. Придется указывать ненормированную работу, делить день на части, устанавливать гибкое время или суммированный учет. Это ведет к допрасходам и вероятному конфликту с сотрудником. А если не установить рабочее время, он сделает это на свое усмотрение.

Один из главных пунктов нового закона – компенсации и возмещение затрат при удаленке. Вы должны дать оборудование или компенсировать его покупку, возместить расходы, связанные с ее использованием. И это не только Интернет, но скажем — покупка мебели, оплата за свет. Все зависит от того, что вы опишете в документах. То же самое – с территорией работы. В практике уже есть кейсы, когда человек принят в одном регионе, а трудится в другом, а компания в итоге не может вызвать его в офис.

Наконец, нельзя забывать про допоснования для увольнения. Ранее для полевых сотрудников ТК РФ озвучивал: правила могут быть прописаны по соглашению сторон в договоре. Сейчас дополнительных «поводов» осталось лишь два: невыход на связь в течение 2 дней без уважительной причины и смена места проживания, если из-за этого нельзя выполнять обязанности. Это надо учесть. Так или иначе, изменения лучше внедрить сейчас. Это закроет риски и даст максимум возможностей. И реализовать проект сейчас проще, чем спустя время, ведь подписи сотрудников в любом случае нужны. А итог внедрения – уверенность в правильности документов, если придет ГИТ или сотрудник перестанет выполнять обязанности.

.

 Главные изменения и тренды для HR в 2021. Дистанционный труд и электронная подпись

 

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Редакция

Коллеги ! Поделитесь с нами вашими новостями и достижениями вашей компании в работе с персоналом. Присылайте к нам на consult@hr-media.ru. Все статьи попадут в еженедельную рассылку - обзор отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP