EdTech Space 2018 — онлайн-конференция, которая объединила в прошлом году более 2100 участников и 17 спикеров из разных уголков мира и собрала специалистов в сфере digital-обучения и ведущих экспертов IT-отрасли
Иван Нефедьев, Руководитель Клуба Игрофикаторов WHY 42 рассказал, как вовлечь в обучение слушателя онлайн курса и довести его до результата.
Тема очень актуальна для организаторов онлайн курсов, мы сделали саммери выступления спикера.
3 самых надежных способа и 3 гипотезы, дающих почти 100% гарантию того, что участники закончат дистанционный курс
- Сделать курс платным, выдавать сертификат в конце. Если курс интересный, скорее всего его будут проходить до конца
- Сделать очень простой курс, выдавать сертификат по факту входа на курс
- Провести жесткий отбор на курс, отсеивать всех, кто теоретически не дойдет
Еще несколько гипотез о том, когда участники склонны проходить курсы до конца:
- Приглашать близких друзей и коллег
- Платить участникам за прохождение курса. Например, курс стоит 1000 рублей, при прохождении каждого модуля на счет участнику обучения возвращается по 100 рублей
- Сделать прохождение курса обязательным условием продвижения на работе или учебе.
Есть другой принципиальный вариант – использовать технологии игрофикации, вшитые в дистанционный курс
Игрофикация – введение дополнительных игровых правил в любую деятельность. Обязательными условиями являются фан, добровольность и связь с реальностью. Игрофикация – это то, о чем забыли взрослые. За что обычно ругают открытые онлайн-курсы? За низкий процент дошедших до конца курса.
Мы ввели четыре уровня для курсов, которые можно выбирать самостоятельно участнику в самом начале прохождения . Мы классифицировали участников по уровню вовлеченности: гость, экспериментатор, герой и эксперт. По нашим исследованиям и данным наших курсов, люди, приступающие к обучению, изначально мотивированы его закончить, и получить сертификат, таких было 48% из всех (Герой). 17% настроены просто выполнить задания (Экспериментаторы), остальные – настроены получить 3 и более сертификата (Эксперт) и не вовлеченные ( Гость). В итоге даже самые мотивированные участники далеко не все заканчивали курс, таких осталось только 9%. Намерения участников в вовлеченности курса остаются обычно такими до конца.
Мотивация к дистанционному обучению
- Внешняя
- Внутренняя
Если брать внешнюю мотивацию, статус и доступ оказывались более эффективными инструментами вовлечения, чем власть и призы
- Статус (быть круче относительно других)
- Доступ (доступ к чему-то, чего нет у других)
- Власть (возможность делать, то, что другие не могут)
- Призы (материальное вознаграждение)
Пример: Обед с шефом, как мотивация
Игрофикация рассматривает еще и внутреннюю мотивацию, в которую входят:
- Стремление к мастерству, высоким результатам (кроме сертификата)
- Единение с группой (отдел, класс, форум)
- Высший смысл
- Автономия в выборе траектории игры, способе зарабатывания баллов
Кейс. Организация массового дистанционного технического обучения
Путь героя
В идеале, участник обучения должен находиться в потоке. В процессе продвижения обучения при нарастании сложности процесса, участнику нужно обязательно давать плато (время освоения с новыми знаниями), далее идет новое повышение уровня сложности. Так идет ступенчатое движение в потоке знаний, с балансом сложности и скуки.
- Если использовать понятия игрофикации, мы движемся через несколько этапов. Причем в первых этапах вовлечения в курс или игру еще работают внешние мотиваторы (бейджи, баллы, призы и тд). После этого этапа и уходят с курса большая часть участников. Здесь лучшими инструментами вовлечения станут высшие смыслы участия и социальные взаимодействия.
- Вход. По нашим данным, 50% участников курсов отсеиваются уже на первом модуле обучения, это и есть немотивированные изначально участники. Можно рассылать им письма с целью продолжения обучения.
- Второй Модуль. Остальные участники сталкиваются с переходом на следующие этапы («Впереди еще такая куча работы!!») Здесь лучше дать больше автономии, дать больше вариантов, как заработать баллы за обучение, дать указатели, как заработать.
- Рутина. Мотивация может упасть еще ниже. Самое время дать какие-либо высшие смыслы, зачем он проходит этот курс.
- Конец. В конце происходит единение с группой участников. Можно попробовать предложить еще другие курсы.
10 советов, как сделать путь дистанционного обучения сотрудника легче, а организатору довести его до финала?
- В идеале нужно стараться поддерживать интерес до конца, как в концовке фильма на самом интересном месте. Это можно запроектировать в курсе.
- Придумать путь героя, поток, исправлять ошибки проектирования.
- Как ни странно, лучше, чтобы участники могли в любой момент уйти. Запроектировать первый модуль так, чтобы, если значительное количество учеников уйдут, вы остались довольны, так как это важный кусок знаний. То же самое можно делать и со следующими модулями онлайн курсов.
- Нужно использовать различные типы мотивации
- Сделать необязательную командную игру.
- Дробите материал (5-7 мин). Обратная связь.(комментарии) Дедлайны (лучшие мотиваторы)
- Изучите профиль игроков. Ставьте правильные цели
- Контент. Лучше польза и интерес.
- Учитываем дополнительные индивидуальные моменты разработки
- В идеале в конце курса получать какие-либо навыки, а не только знания
Как определить эффективность дистанционных учебных материалов?