7 советов как бизнес-заказчику можно расплатиться с самозанятым?

 

 

Относительно новый вид правовых взаимоотношений между заказчиком и исполнителем, в роли которого выступает самозанятый, до конца пока не отрегулирован. Как предприятию не наделать ошибок при расчете с таким подрядчиком разбираемся с экспертами биржи услуг «Наниматель». Ведь даже малейшая ошибка в бухгалтерских документах может принести юридическому лицу массу проблем.

 

 

Не нарушить закон

Это главный постулат при взаимоотношениях с самозанятый. Грамотный, четкий прозрачный договор – залог успешного сотрудничества и минимизация рисков судебных разбирательств. В договоре, также должен быть четко прописан порядок взаиморасчетов.

 

Безналичный расчет

В эпоху всеобщей цифровизации, а также из-за возможно географической удалённости подрядчика, безналичный расчёт, пожалуй, самый популярный способ оплаты оказанных услуг.

Однако у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц существует специальный расчетный счёт предприятия.

У самозанятого, чаще всего, есть банковский счет и привязанная к нему пластиковая карта. Но перевести деньги на нее «по номеру телефона» нельзя. Это противоречит правилам бухгалтерского учёта. Рассчитаться с самозанятым можно только через перевод на банковский счёт напрямую. Для этого необходимы полные реквизиты исполнителя (их, кстати, тоже желательно указать в гражданско-правовом договоре):

  • Полные имя, отчество (если есть) и фамилия;
  • номер расчетного счета;
  • наименование банка;
  • БИК;
  • корреспондентский счет;
  • код подразделения банка и его адрес.

Но у такого способа оплаты есть риски. Банк может посчитать операцию подозрительной и заморозить движение средств (ведь налоги компания за это физлицо не платит). Проблема решается просто, достаточно предоставить в адрес финансовой организации договор с исполнителем, где указано, что он является самозанятым и оказывает услуги предприятию.

 

Наличный расчет

Если самозанятый находится в одном городе с предприятием, то платить ему можно и наличными. Важно при этом отметить операцию в бухгалтерии и приложить чек самозанятого. Если этого не сделать, то есть риск, что исполнитель потребует оплату еще раз, а компания не сможет доказать, что уже рассчиталась за работы.

При расчете наличными можно не заключать договор с самозанятым, если работа разовая. Например, покупка сувениров или другого хенд-мейта с оплатой «здесь и сейчас». Но лучше все-таки подстраховаться и заключить договор даже в этом случае.

 

Что важно указать в договоре?

Обязательно пропишите в документе способ оплаты и ее срок. В том числе: наличными или на расчетный счет. Отметьте, что оплата поступит, например, в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента принятия акта.

Обязательно нужно сделать оговорку, что исполнитель применяет налог на профессиональный доход. Это обязательное условие, иначе договор автоматически получит статус гражданско-правового характера с физическим лицом, по которому заказчик обязан будет платить налоги как за штатного сотрудника.

 

Счет

Если у человека оформлен статус самозанятого, он может не выставлять счет. Однако, для большинства организаций счет необходим, как основание платежа. Например, это обязательное условие в программе 1С ЕРП при создании оплаты поставщику.

Самозанятый может выставить счет в приложении «мой налог». Но компания и сама может разработать шаблон счета для своих контрагентов, в том числе – самозанятых. Важно, чтобы в счёте стояла дата и ему был присвоен номер. А также реквизиты контрагента и заказчика, наименование организации плательщика, список работ с ценами и общая сумма.

Документ должен быть сформирован в формате PDF. На нем должна стоять подпись самозанятого.

Упростить этот механизм можно с помощью электронных сервисов.

 

Назначение платежа

При расчетах с самозанятым необходимо всегда заполнять строку «назначение платежа». В том числе, желательно, прописывать виды и объемы выполненных работ. При переводе денег самозанятому вы должны прописать назначение платежа.

Важно! Стоп-слова в назначении платежа: зарплата, премия, бонус и прочие, которые могут вызвать подозрения в, фактически, трудовых отношениях. Банки блокируют подобные операции и направляют информацию в ФНС.

 

Чек

Согласно законодательству, самозанятый имеет право не выставлять как счета, так и акты выполненных работ. Доказательством взаиморасчетов служит чек, который формируется в приложении «Мой налог». Чек прикладывается к бухгалтерским документам и служит доказательством принятия работ и их оплаты. Однако, для подстраховки компания может разработать форму акта выполненных работ и подписать ее вместе с контрагентом, на основании подписанного акта, бухгалтерия легко оплатит счет по договору, а самозанятый, в свою очередь, после оплаты выставит чек.

ВАЖНО! Чек самозанятый выставить обязан по закону. Счет и акт нужен, скорее для предприятия-заказчика, чтобы корректно вести бухгалтерский учет.

 

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Редакция

Коллеги ! Поделитесь с нами вашими новостями и достижениями вашей компании в работе с персоналом. Присылайте к нам на consult@hr-media.ru. Все статьи попадут в еженедельную рассылку - обзор отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP