Итоги Круглого стола «Всероссийский научно-методический центр наставничества: востребованность, цели, пути реализации»

I. В заседании Круглого стола, который прошел в ноябре 2018 года  под председательством депутата Государственной
Думы Российской Федерации Ветлужских А.Л. приняли участие: заместитель
председателя коллегии ВПК России Бочкарёв О.И., представители –
Минэкономразвития России, Минтруда России, Мипромторга России, Минобрнауки
России, ФГУП ВНИИ ТРУДА Минтруда России, ФГУП ВНИИИ «Центр»
Мипромторга России, ФГУП РИЭПП Минобрнауки России – а также учёные
Российской академии народного хозяйства и государственной службы при
Президенте России, Финансовой академии при Правительстве Российской
Федерации, Уральского федерального университета, Московского государственного
областного университета, Академии безопасности и специальных программ,
представители производителей отечественного программного продукта в области
АСУ (АО «ИВК»).
II. Содокладчиками д.э.н., проф. Баженовым С.И. и д.э.н., проф. Звягиным А.А.
участникам Круглого стола были представлены концептуальные положения
программы «НАСТАВНИЧЕСТВО» в качестве значимой социально-экономической
инициативы «Союза наставников» по повышению производительности труда и
поддержанию занятости работников предпенсионного возраста: «Всероссийский
научно-методический центр наставничества» (ВНЦМН) с «Клубом учёных и
наставников руководителей» как институциональный элемент политэкономической
системы страны.

Программа предложена к реализации как механизм государственно-
общественного управления человеческими ресурсами в рамках движения  наставничества рабочих и инженерно-технических работников, индивидуальной  подготовки персонала административного аппарата производственных предприятий
и подготовки кадров по обучению основам повышения производительности труда с  механизмом наставничества с продлением активной производственной деятельности
работников предпенсионного возраста

 

II. Участники Круглого стола отметили актуальность, оценили возможный
эффект от внедрения предложенной программы «НАСТАВНИЧЕСТВО» и
поддержали инициативу «Союза наставников», с корректировкой по итогам
обсуждения.

 

Участники Круглого стола поддержали правомерность тезисов:

1. Наставничество является одним действенных механизмов повышения
производительности труда на производстве и обеспечения занятости населения
предпенсионного возраста, что особо актуально в связи повышением в стране возраста
выхода на пенсию.
2. В аспекте повышения производительности труда и обеспечения занятости в таком
социально-экономически важном деле как наставничество необходим комплексный
и системный подходы.
3. Одним из приоритетных способов повышения производительности труда есть
вложения в интеллектуальный капитал на уровне управленческих кадров, в частности:
подготовка топ-менеджмента предприятий по повышению уровня их компетенций.
4. В связи с тем, что наставничество находится на границе между административно-
государственной и общественной сферами, целесообразным является использование в
управлении этим социально-экономическим явлением организации типа
некоммерческое партнёрство.
Вниманию собравшихся были предложены концептуальные положения Программы
«Наставничество» «Союза наставников»: «Всероссийский научно-методический центр
наставничества» (далее – «ВНМЦН») и системой индивидуальной трёхступенчатой
подготовки с «Клубом учёных и наставников руководителей» (далее – «Система
подготовки») по повышению уровня компетенций персонала административного
(управленческого) аппарата предприятий.
В основу Программы положена научно обоснованная методология Баженова-
Звягина-Кохно1, состоящая из двух методов: «ВНМЦН» и «Система подготовки».
Метод «ВНМЦН» основан на научных разработках с концептуальным посылом в
том, что наставничество в промышленности есть важный инструмент повышения
производительности труда (Баженов С.И., 2017 г.). А также в том, что экономическая
эффективность любого мероприятия, реализуемого в промышленности, может быть
достигнута только благодаря комплексному методическому подходу (Кохно П.А.,
«Эффективный ОПК», 2018 г.).

 

Участники Круглого стола пришли к выводам:

1. Наставничество является одним действенных механизмов повышения
производительности труда на производстве и обеспечения занятости населения
предпенсионного возраста.
2. Инвестиции в человеческий капитал являются приоритетным методом
повышения производительности труда, включая подготовку топ-менеджмента
предприятий по повышению уровня их компетенций.
3. В следствии специфики наставничества, находящегося на границе между
административно-государственной и общественной сферами, целесообразно
использовать для координации движения наставничества такую организацию,
как некоммерческое партнёрство.
Кроме того, на Круглом столе была подчёркнута необходимость системного
социально-экономического подхода в таком значимом деле как наставничество (в
аспекте повышения производительности труда и поддержки занятости работников
предпенсионного возраста).

Участники Круглого стола акцентировали внимание на следующих сторонах
обсуждаемой темы:

 Заместитель председателя коллегии ВПК России Бочкарёв О.И. дал
рекомендации:
Во-первых. Говоря о наставничестве, мы должны договориться о понятийном
аппарате, начиная с вопроса: «Кто есть наставник?».
Во-вторых. Нужно увязать вопрос наставничества с происходящими
изменениями пенсионного законодательства, чтобы работник не терял рабочее
место, а переходил в другие трудовые отношения.
В-третьих. При внедрении наставничества использовать основной инструмент
воздействие на работодателя – через профсоюзы.
В-четвёртых. В составе «Клуба учёных и наставников руководителей» должны
быть люди, которые обладают современными знаниями, а также те, кто постарше и
имеет практический опыт. В Клубе надо соединить опыт и знания старших
товарищей и носителей современных инструментов повышения производительности
труда. Не забывая при этом, что объектом воздействия является человек.
В-пятых. Надо обязательно расширить состав следующего нашего заседания
Круглого стола. Пригласить на площадку Государственной Думы директоров
(ветеранов), поговорить с этими людьми. Для них будет большим позитивом, что у
опытных и уважаемых людей поинтересовались, спросили совета, как лучше
организовать работу наставничества на предприятиях.
Постараться обеспечить участие в совещании Урожаевой Ю.В. из
Минэкономразвития России и Соломона Н.И. (ФЦК), чтобы они рассказали, как
может строиться работа с «Союзом наставников».
В-шестых. Надо собрать воедино, кто, где и что делает в направлении
наставничества на производстве в стране. Сегодня действуют кадровые академии в
госкорпорациях Росатом, Ростех, Роскосмос. Работают «Сколково» и ВУЗы. Надо
всё объединить, систематизировать, предложить методики лучших практик. Это
можно поручить аппарату «Союза наставников».

И последнее. «Союзу» надо встраиваться в те организованные государством,
Правительством процессы, которые идут.
От «Союза наставников» необходимо направить официальное письмо в
Минэкономразвития России о том, что «Союз» может и готов стать субъектом
выработки методик и подготовки решений по наставничеству на производственных
предприятиях.

 Советник министра экономического развития России, Молодцов А.В. отметил,
что: механизмы наставничества – это один из тех инструментов повышения
производительности труда, на который делается упор. Сейчас есть паспорт
Национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»,
который утверждён на президиуме по стратегическому развитию.
…В части конкретных мероприятий по развитию наставничества мы рады будем
учесть предложения, поступившие сегодня, в процессе той доработки и
совершенствования паспорта, детализации, которую мы будем проделывать.
…В Национальном проекте упор делается на несколько ключевых элементов.
Важнейший элемент – это «трансфер компетенций». Федеральный центр
компетенций (ФЦК) должен осуществить передачу опыта компаниям для
построения ими у себя эффективную производственную систему. Росатом стал, в
этом смысле примером для тех предприятий, которые на первом этапе вошли в
Национальный проект.
…Помимо «трансфера компетенций», есть система мер финансовой поддержки –
льготные займы для участников проекта (льготные кредиты).
…Однако, нет задачи превратить всех участников Национального проекта в
аналог Росатома. Наша задача, используя весь тот инструментарий, который есть в
стране, помочь предприятиям построить у себя эффективную производственную
систему и закрыть тот разрыв, который есть в производительности труда с их
аналогами за рубежом.
…Хотелось бы видеть на следующем совещании представителей Роскосмоса,
Росатома, Ростеха. И я думаю, что мы можем в более детальном формате к вопросу
наставничества вернуться в ближайшее время.

 Директор Департамента Минтруда России Кирсанов М.В. остановил внимание
на двух моментах:
Во-первых. При реализации проектов «Союза наставников» важно избежать
дублирования уже существующих систем, а также избежать того, чтобы
создаваемые системы носили очередную контрольную и надзорную функцию.
Во-вторых. Необходимы дальнейшие совещания в рамках Круглого стола по
тематике наставничества в более расширенном составе.

 Заместитель директора ВНИИ ТРУДА, к.п.н. Сладкова Н.М. выразила мнение,
что наставничество ещё недостаточно полно отражено в Национальном проекте.
Тему наставничества в рамках Национального проекта можно и нужно усилить.
Другой вопрос, нужно ли это (наставничество как инструмент повышения
производительности труда) делать отдельным федеральным проектом. Или что-то
надо усилить, как сказал коллега из Минэкономразвития, в федеральном проекте
«Системные меры по повышению производительности труда».
…Необходимо отдельно остановиться на проблемах в том, почему
наставничество не всегда гладко внедряется, в том числе и на больших
предприятиях.
Первое. Это страх работника – сегодня я обучу своим секретам, а завтра меня
уволят за ненадобностью.
Второе. Это неподготовленность наставников, это педагогов.
Третье. Это отсутствие статуса наставника в микросообществе на предприятии и
в обществе в целом.
Всё это требует закрепления статуса, положения наставника и его гарантий в
локальных нормативных актах предприятия, а также так же требует разработки
методик адаптации и обучения наставников. В целом – это формирование культуры
наставничества и обеспечения преемственности между поколениями.
В течение последних двух лет во ВНИИ ТРУДА был разработан
диагностический комплекс по оценке уровня эффективности внутренних
организационных факторов, которые влияют на производительность труда, где
одним из факторов является наставничество. ВНИИ ТРУДА готов на
сотрудничество с «Союзом наставников» по тематике наставничества.

 Директор (и.о.) РИЭПП Минобрнауки России, д.э.н. Ильина И.Е., отметила,
что если говорить о наставниках для высшего менеджмента, то в рамках
разрабатываемого Минобрнауки России Национального проекта «Наука» есть
федеральный проект «Развитие кадрового потенциала» и задача «Создание не менее
15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции
университетов и научных организаций и их кооперации с организациями,
действующими в реальном секторе экономики» в рамках Федерального проекта
«Развитие научной и научно-производственной кооперации». Также должны быть
созданы 14 центров компетенций НТИ. Наставничество здесь может быть
использовано в полной мере. РИЭПП готов сотрудничать с «Союзом наставников» в
этом направлении.

 Заместитель директора АО «ИВК» Кухаренко М.С. предложил, что при
подготовке связанной с повышением повышению компетенций топ-менеджеров
разумно ввести тему импортозамещения в области программного обеспечения.
Производители отечественного ПО, в том числе АО «ИВК», могут принять участие
в подготовке таких программ обучения в рамках проектов «Союза наставников», в
том числе в развертывании соответствующих стендов и демо-зон.

 Профессор Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н.,
проф. Иванус А.И., обратил внимание на следующую проблему. С одной стороны
нужны какие-то права и обязанности для наставников. Нужен определённый их
статус на предприятии. С другой стороны есть опасность, что жёсткие
бюрократические рамки могут негативно сказаться на этом живом деле.
Наставничество должно оставаться творческим процессом, но со своими
полномочиями. Кроме того, необходимо учесть зарубежный опыт развития
института наставничества.

 Профессор РАНХиГС при Президенте России, д.э.н., проф. Корнилов М.Я.
акцентировал внимание на такой составляющей наставничества, как работа с
кадровым резервом на высшие должности. Наставники могли бы стать, работая с
кадровым резервом, своеобразным фильтром, препятствующим назначению на
высшие должности людей, явно несоответствующих этим должностям и
требованиям к ним. Нужно отметить, что если будет предоставлена такая
возможность, то учёные РАНХиГС с большим интересом примут участие в работе
Экспертного совета «Союза наставников».

 Заведующий кафедрой «Менеджмент» МГОУ, д.э.н., проф. Желтенков А.В.
предложил, что если есть желание дойти до реального производства, где
предлагаемые проекты должны быть внедрены, то директора предприятий и их
команда должны быть в этом заинтересованы. Например, в рамках создаваемого
«Клуба учёных и наставников руководителей» может быть предложена помощь в
подготовке специалистов высшей научной категории (кандидатов наук) по
управлению экономикой (на уровне отрасли, предприятия) из числа топ-менеджеров
предприятий. МГОУ готов на сотрудничество с «Союзом наставников» по теме
«Клуба учёных и наставников руководителей».

 Ректор Академии безопасности и специальных программ, д.э.н., проф.
Мирошниченко В.Н. предложил, что может быть в штатном расписании
предприятий (посредством указующих рекомендаций Минпромторга России или
Госкорпораций) целесообразно выделять соответствующие штатные единицы для
групп наставников высшего менеджмента предприятия из числа бывших
руководителей, например, в статусе советник-наставник администрации
предприятия. Отдельно надо отметить: Академия готова сотрудничать с «Союзом
наставников» по проектам наставничества.

 Председатель Круглого стола, депутат Государственной Думы России,
Ветлужских А.Л., в итоговом слове отметил: «Хотел бы заверить с нашей стороны, и
от своего имени, как депутат Госдумы, который этим занимается в Комитете по
экономической политике, промышленности, инновационному развитию и
предпринимательству, и от «Союза наставников», что тему наставничества мы
готовы на себя брать и становиться интегратором этой темы вместе с
министерствами, профильными ВНИИ, заинтересованными ВУЗами, с
корпорациями и промышленными предприятиями».

IV. Результирующим итогом Круглого стола «Всероссийский научно-
методический центр наставничества: востребованность, цели, пути реализации»
стало письмо «Союза наставников» на имя Орешкина М.С., министра
экономического развития России, руководителя Национального проекта
«Производительность труда и поддержка занятости» (АЛВ-4/465 от 08.10.18 г.),
выдержка из которого приводится ниже:
«…просим Вашего указания на обеспечение информационного содействия
«Союзу наставников» со стороны специалистов Вашего министерства для
подготовки нами нормативно выверенного предложения о включении двух задач,
непосредственно связанных с наставничеством, в качестве механизма повышения
производительности труда и поддержки занятости работников предпенсионного
возраста, в национальный проект «Производительность труда и поддержка
занятости», в его составную часть – федеральный проект «Системные меры по
повышению производительности труда»:
• по направлению №3. «Обучение управленческого звена субъектов
Российской Федерации и предприятий…» паспорта Национального проекта
(«Формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение основам
повышения производительности труда…», федеральный проект «Системные меры
по повышению производительности труда»):
– Развёртывание вневузовской «Системы индивидуальной трёхступенчатой
подготовки повышения уровня компетенций персонала административного
(управленческого) аппарата предприятий с формированием «Клуба учёных и
наставников руководителей» как меры по повышению производительности труда с
задействованием механизма наставничества;
• по направлению №5. «Методическое сопровождение…»:
– Развёртывание «Всероссийского научно-методического центра
наставничества» (ВНМЦН) с использованием потенциала «Клуба учёных и
наставников руководителей».
В следствии специфики наставничества, находящегося на границе между
административно-государственной и общественной сферами, а также благодаря
имеющимся разработкам программы «НАСТАВНИЧЕСТВО», представительному
научному составу Экспертного совета «Союза наставников», встроенности
организации в профсоюзное движение и одобрению планов деятельности нашей
организации со стороны руководства Администрации Президента России,
исполнение вышеперечисленных задач готова взять на себя некоммерческая
организация «Профессиональное сообщество наставников» («Союз наставников»),
— 6 —

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Редакция

Коллеги ! Поделитесь с нами вашими новостями и достижениями вашей компании в работе с персоналом. Присылайте к нам на consult@hr-media.ru. Все статьи попадут в еженедельную рассылку - обзор отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP