Кейс-доклад Восьмой конференции российских фасилитаторов«Вовлечение в трансформацию»Москва, 7–8 апреля 2017 г. Редакции КОМПЕТЕНЦИЙ удалось побывать на Конференции и побеседовать с экспертами. Мы предлагаем один из множества интереснейших докладов и мастер-классов, которые прошли на мероприятии
Применение фасилитации в проекте развития команд в ИКЕА
Дарья Розанова, Директор по персоналу Дистрибьюторской сети ИКЕА в России. Специалист в области командообразования и осознанного лидерства, коуч, тренер лидерских программ
Анастасия Трушевская Лидер по развитию и обучению персонала Дистрибьюторской сети ИКЕА в России.
Мы представим кейс о проекте развития команд ИКЕА, цель которого помочь командам в ИКЕА развивать их творческий и продуктивный потенциал, поддерживая стремление развивать лидерскую культуру взаимосвязи и единения
Мы поделимся:
- Подходом развития команд,
- Структурой рабочих сессий, ролью и инструментами фасилитатора,
- Типичными ситуациями, которые возникают в ходе работы,
- Ошибками, которые может допустить фасилитатор и как с ними справляться.
Этот проект позволил нам внедрить основы фасилитации на уровне всей организации, так как мы осознали, что у нас мало профессиональных фасилитаторов.
Нам пришлось искать критерии и искать людей, которые были бы в состоянии это проводить. Более того, участвуя в этих сессиях руководители понимают, как можно строить процесс обсуждения со своей командой.
Все сотрудники организации медленно, тяжело, но понимают, что не обязательно ждать только то, что говорит руководитель, а можно устраивать этот процесс самостоятельно.
Сама фасилитация начинается за несколько недель до самой сессии, со встречи с руководителем и сотрудниками. Самое главное договориться с руководителем и объяснить цель процедуры. Выяснить страхи и запросы и обсудить, что именно он будет создавать дискуссионное поле. Руководитель должен понять все сложности, но оценить возможные результаты. Создаем тест — опросник для всей команды.
У фасилитатора есть инструменты, которые он использует в процессе сессии. Любая команда, чтобы быть успешной должна понимать структуру рабочей сессии
Структура рабочих сессий
- Амбиции – чего хотим добиться? Что сделает счастливой эту команду?
- Предназначение – зачем команда существует?
- Цель – эта та часть, на которую команды тратят больше всего времени. Часто бывает, что цели руководителя и самой команды расходятся.
- Стандарты, которые команда себе выставляет
Фасилитатор во время встречи делится своим сокровенным, дает инструменты и техники, которые команда «забирает» с собой
Начинается все с процедуры заполнения опросника и выяснения, на какой стадии проекта находится команда. Учимся давать обратную связь разными методами. В процессе фасилитации применяется инструмент «перефразирование» — один из лучших инструментов обратной связи от наших сотрудников.
Кто лидер процесса и результата?
Часто наши сотрудники берут на себя ответственность за организацию процесса, если раньше они ожидали этого от руководителя, теперь они сами решают, кто ответственный за результат сессии, кто вышлет итоги, и т д.
Рефлексия
Фасилитатор может в любой момент остановить команду и спросить ее «Что вы видите сейчас? Что вам мешает двигаться вперед? Далее команда выявляет свои сильные и слабые стороны.
В итоге роль фасилитатора в процессе развития команды – помочь договориться всем членам команды и самое главное, наблюдать потом со стороны, как команда меняет свое поведение, как повышается уровень осознанности, как члены команды не боятся давать обратную связь.
В процессе сессии фасилитатор должен чувствовать, когда можно и нужно изменить направление и сконцентрироваться на самой команде .
Если говорить об ошибках фасилитаторов
Не нужно ничего записывать за командой , ставить сроки и т д – все это задача самой команды. Фасилитатор должен чувствовать, сколько инструментов можно дать, чтобы не задавить этим команду.
За 2.5 года этого проекта 30% команд Компании мы пропустили через этот процесс. Мы не торопим его, мы решили делать его так, чтобы сотрудники сами выходили с данным запросом, мы не делаем эту процедуру насильно, команда должна быть заинтересована.