Платформа онлайн-рекрутинга hh.ru и сервис для адаптации, оценки и обучения персонала Edstein узнали у работодателей и сотрудников, как выстроен процесс адаптации новых сотрудников к их компаниях. Опрос 266 компаний** со всей России, показал, что в 57% компаний уже существует процесс онбординга, причём большинство из них (35%) внедрили программу в последние три года. Онбординг активно применяется в IT-секторе, а также в таких отраслях, как строительство, недвижимость и проектирование.
40% сотрудников задумывались об увольнении в первые месяцы работы из-за несовпадения ожиданий с реальностью
Компании, внедрившие онбординг, отмечают, что новые сотрудники совершают меньше ошибок в работе (67%), текучесть кадров снижается (63%), уменьшается хаос в рабочих процессах (45%), а атмосфера в коллективе становится лучше (46%). Также 41% работодателей указали на повышение эффективности бизнес-процессов благодаря адаптации новичков.
Инструменты и практики онбординга
Важнейшими элементами онбординга работодатели считают грамотную организацию рабочего расписания (76%) и информирование сотрудников о внутреннем распорядке компании. Индивидуальные встречи с новичками проводятся в 59% компаний, а 39% работодателей используют презентации или видео о компании для ознакомления новых сотрудников с её историей и ценностями.
В технологически продвинутых компаниях (43%) создаются специальные порталы или приложения для новичков, а также гайды и списки терминов, которые помогают быстрее освоиться на новом месте. Каждая пятая (19%) компания использует обучающие видео по специфике работы, а в 10% случаев новички получают приветствие от руководителей через видео.
Роль наставников
По результатам опроса, 69% компаний активно используют систему менторства. В 40% компаний наставниками для новичков становятся сотрудники, которые изъявили такое желание, в то время как в 21% случаев менторы проходят специальное обучение, а 1% работодателей даже специально нанимает наставников. Практика оплаты труда наставников распространена менее чем в половине случаев — всего 47% работодателей доплачивают сотрудникам за обучение и адаптацию новых специалистов. При этом 7% компаний используют нематериальную мотивацию наставников, а в 40% менторство над новичками никак дополнительно не поощряется.
Взгляд сотрудников на онбординг
В исследовании также приняли участие 1068 соискателей. Больше трети респондентов (40%) задумывались об увольнении в первые месяцы после трудоустройства. Главная причина — несовпадение ожидания и реальности, а точнее — обещаний рекрутера на собеседовании с действительностью на работе. Об этом рассказали 58% опрошенных.
Большинство респондентов (59%) отметили, что на их текущем месте работы процесс онбординга отсутствует, но 81% из них хотели бы пройти программу адаптации в начале своей карьеры в компании. Они считают, что онбординг помог бы быстрее сориентироваться, какими задачами придётся заниматься на новом месте (60%), чувствовать себя комфортнее (13%) и потратить меньше времени на понимание структуры компании (10%). Наконец, респонденты посчитали процесс адаптации важным, чтобы быстрее найти общий язык с коллегами (8%) и понять, хотят ли они продолжать работать в компании (8%).
Среди предпочтительных форматов адаптации лидирует наставничество (72%), за которым следуют личные встречи с коллегами (49%), экскурсии по офису (37%), презентации с основной информацией (24%), видеоприветствия (19%) и игровое приложение в телефоне, где поэтапно знакомят с компанией, обязанностями и правилами (14%).
*Онбординг (от англ. onboarding) — процесс адаптации сотрудника в новой компании: от трудоустройства до момента, когда сотрудник чётко знает свои обязанности и без проблем взаимодействует с коллегами. За организацию онбординга обычно отвечает HR-отдел, а в процессе адаптации новичку помогает ещё и непосредственный руководитель или более опытный коллега-ментор.
**В опросе приняли участие 266 работодателей из разных регионов России: от небольших компаний со штатом менее 100 человек до крупных фирм с более чем 500 сотрудниками.
Как адаптировать малые команды: внедряем готовые сценарии онбординга
О hh.ru
hh.ru — платформа онлайн-рекрутинга в России, клиентами которой являются свыше 320 тыс. компаний. Цель hh.ru – помогать компаниям находить сотрудников, а людям – работу, и делать так, чтобы процесс поиска сотрудников и работы был быстрым и доставлял обеим сторонам только положительные впечатления. Обширная база компании содержит 69 млн резюме, а среднее дневное количество вакансий в начале 2024 г. составило 1,4 млн ежедневно. По данным SimilarWeb, hh.ru занимает третье место в мире по популярности среди порталов по поиску работы и сотрудников.