Управляющий партнер компании «Искусство тренинга», бизнес-тренер, оргконсультант.
Первое впечатление влияет на дальнейшие отношения. Оно может ускорить общение, а может на долгое время «заморозить» взаимодействие. Эту схему можно переложить на формирование отношений между компанией и сотрудником.
Зная это, руководители смогут более тщательно продумывать вхождение нового сотрудника, ведь происходит первое испытание совместимости человека и организации. Поэтому этот процесс требует огромного внимания и продуманной программы адаптации сотрудников.
Адаптация сотрудников на предприятии — суть вопроса
Особенностью поведения любого человека является внутреннее напряжение, при попадании в новую обстановку.
И все действия, направлены на то, чтобы нивелировать это чувство, трансформировать его в ощущение «я – свой». Этот внутренний барьер заставляет человека прикладывать все усилия не на качественное выполнение работы, а на решение этих задач.
Чем раньше произойдет адаптация новых сотрудников в организации, тем раньше он начнет эффективно работать и отрабатывать материальную и нематериальную компенсацию, которая ему обещана на испытательном сроке.
На подбор и отбор персонала тратятся силы, время и деньги компании. Если в первые дни новый сотрудник «не влюбился» в новое место работы, то велик шанс ухода — вопрос времени.
Адаптация сотрудников на предприятии — не материальный процесс, однако, имеет сугубо материальные, денежные результаты. (Опрос HH ниже)
Адаптация новых сотрудников — что для этого нужно?
Чтобы адаптация сотрудников на предприятии прошла максимально результативно необходимо продумать 3 составляющие до прихода нового сотрудника:
- Подготовить материалы о компании (история, стратегия, корпоративная культура, публикации в СМИ, видео фильм о корпоративных праздниках для клиентов и сотрудников). Главная задача: эмоциональное «присоединение» к новому месту работы, ощущение гордости.
- Организация рабочего места (подключить к INTERNET, «прописать» работника в информационных сетях и системах безопасностях).
- Выбор куратора-наставника для нового сотрудника (руководитель, HR, коллега). Главное, донести до куратора его задачи, план действий и роль в процессе адаптации новых сотрудников. В работе куратора 2 составляющие: поддержка нового сотрудника, разъяснение происходящих процессов; помощь в успешном прохождении испытательного срока.
Cамые большие проблемы в отношениях сотрудников и руководителей связаны с коммуникацией
Адаптация сотрудников в организации не должна быть стихийной.
Можно сделать таблицу, систематизирующую важные действия в отношении новичка: занести все обязанности нового сотрудника, выделить те, которые требуют особых знаний и умений, зафиксировать, какие конкретно необходимы для качественной работы. Если новичок в недостаточном объеме владеет определенными знаниями и умениями, указать, как и к какому сроку знания должны быть получены, а умения приобретены. Таблица станет основанием для принятия решения о прохождении испытательного срока и является планом вхождения в должность, руководством во время адаптации новых сотрудников.
Первый день в компании для нового сотрудника – «первый раз в первый класс», у остальных – рабочий день. Поэтому важно подготовить сотрудников к приходу новобранца: организовать знакомство с коллегами и руководством. Это элемент корпоративной культуры. Сотрудник должен почувствовать, что он «не один», что он – в команде. Первый рабочий день должен придать уверенность новичку в том, что выбор, сделанный в пользу компании, правильный. Теплый прием обнадеживает, а хорошая организация первых рабочих дней, четкий план вхождения в должность придают ощущение стабильности, понятности происходящего, создают имидж «серьезной» компании.
Кейс. Перевод сотрудников на удаленную работу — как мы это сделали и что получилось
Адаптация сотрудников на предприятии — на что следует обращать внимание?
На что нужно обратить внимание, чтобы встреча с новым сотрудником удалась:
- Сообщить коллективу о новом сотруднике
- Подготовить информацию: памятка, структура компании, правила внутреннего распорядка, информацию о компании, корпоративный кодекс, важные телефоны и e-mail
- Составить список «нужных» коллег
- Представить новичка коллективу
- Проверить готовность рабочего места
- Подготовить план вхождения в должность, сроки обучения и аттестации
- Продумать рассказ о компании
- Познакомить с территорией компании
Подведение итогов испытательного срока — серьезный момент, час «х», когда все усилия, направленные на взращивание новичка дают свои первые плоды. Адаптация новых сотрудников уже должна пройти. Рекомендации к общению по итогам испытательного срока:
- Обсудите: чему научился, каковы сильные и слабые стороны сотрудника. Используйте для этого таблицу введения в должность
- Сформулируйте новые задачи, составьте вместе план дальнейшего развития
- Организуйте возможность продолжить обучение самостоятельно
- Официально поздравьте его со вступлением в должность
И себя — ведь Вы нашли и удержали хорошего сотрудника, смогли сэкономить до 80% средств компании на поиск нового кандидата! И будем надеяться, что мысль о другой работе ни разу не возникла у новичка даже мельком!
Нанять сотрудников по личным рекомендациям — более эффективно, чем поиск людей «с улицы»