2015 год станет годом движения от просто рекрутмента к парадигме привлечения кандидатов

РодионовАвтор :

Виктор Родионов

Старший преподаватель института международных образовательных программ

Санкт-Петербургского Государственного Политехнического Университета

Проблемы трудоустройства или образовательный кризис?

 

По прогнозам аналитиков, 2015 станет годом движения от просто рекрутмента к парадигме привлечения кандидатов. Для многих организаций это будет непросто, потому что такой переход подразумевает новые навыки и совершенно новый подход.

Вместо простого закрытия вакансий компаниям придется находить ресурсы для долговременного успеха: например, для выработки миссии и стратегии коммуникации, которые привлекут потенциальных кандидатов.

Однако, общеизвестным фактом остается то, что увеличение количества предлагаемых на рынке труда вакансий не соответствует росту количества выпускников образовательных учреждений. Таким образом, безработица остается одной из самых главных проблем для множества регионов.

Кроме того, многие представители бизнес-сообщества полагают, что их спрос на талантливых сотрудников не обеспечивается существующей системой образования. Исследование, проведенное Workforce Solutions, показывает, что более 60% работодателей указывают на недостаток у соискателей необходимых для работы навыков, даже не смотря на достаточно высокий образовательный уровень. Согласно статье Марты Уайт «Реальные причины, по которым выпускники не могут трудоустроиться», многие руководители также указывают на то, что сегодняшние соискатели не способны к критическому, творческому мышлению и оперативному решению возникающих проблем.

Ситуация складывается очень сложно для всех участников. Не смотря на тот факт, что работодатели должны лишь пользоваться результатами успешной работой образовательных учреждений, на сегодняшний день, даже из многочисленных выпускников они не могут выбрать тех, кто им нужен.

И здесь мы можем задаться вопросом, имеем ли мы дело с проблемами на рынке труда или же, на самом деле, столкнулись с кризисом образовательной системы?

Попробуем разобраться в этом вопросе. Текущая тенденция, продолжающаяся уже третий десяток лет, и, кстати, не только в нашей стране – высшее образование из элитарного превратилось в массовое. Косвенно в этом виноват рынок труда, ведь сейчас хоть немного котируемую работу без высшего образования получить невозможно. Это приводит к тому, что образование получается формально, без четкого понимания, в какой области затем применять полученные знания. С другой стороны, даже если человек осознанно выбирал специальность, прилежно учился, то все это не гарантирует ему удачного трудоустройства. Учебные стандарты и реальные потребности рынка могут сильно разниться.

Говоря про перспективы выхода из текущей ситуации, давайте коснемся тенденций в области дистанционного образования.

Важно, в первую очередь, отметить, что в условиях мобильности обучение перестает быть автономным процессом, который происходит только в учебные часы в рамках аудиторий. Теперь уроки могут эффективно осуществляться в любом месте и в любое время. Второй важной особенностью современного образовательного процесса становится геймификация или игрофикация – подход к образованию, который призван повышать вовлеченность в решение прикладных задач за счет игровых технологий. Основные аспекты игрофикации: динамика, то есть использование сценариев, требующих внимание пользователя и реакцию в реальном времени; механика — использование сценарных элементов, таких как: виртуальные награды, статусы, очки, виртуальные товары; эстетика — создание общего игрового впечатления, способствующего эмоциональной вовлечённости; социальное взаимодействие — широкий спектр техник, обеспечивающих межпользовательское взаимодействие, характерное для игр

Следующей важной тенденцией в развитии дистранционного образования является стремительное распространение MOOC ( Massive Open Online Course), которое впервые в истории создает реальную альтернативу традиционной системе высшего образования. Совокупная аудитория Khan Academy, Coursera, Udacity уже превосходит аудиторию решений предыдущего поколения от MIT и Open University. Заявленная амбиция альянса Стэнфорда и MIT набрать в проекте Edx миллиард слушателей, скорее всего, в ближайшее время, станет реальностью.

img-5-1024x646

Дополнительным подтверждением вышесказанного являются слова Ласло Бока, вице-президент Google, который отметил в интервью, что результаты многих американских стандартизированных тестов являются для их компании незначительным критерием при приеме людей на работу, и, что примечательно, почти пятая часть людей, работающих в Google, даже не закончили колледж. По его мнению, система оценок, на которых базируется вся современная система образования, не соотносится с текущими потребностями рынка. По его мнению, работодатель заинтересован в том, чтобы обучать сотрудника уже на рабочем месте большинству требуемых знаний, в том числе посредством дистанционных образовательных технологий.

Ложкой дегтя в бочку меда дистанционного образования станет то, что в начале 2014 года была опубликована показательная статистика eDX, показывающая реальные достоинства и недостатки массовых курсов открытого онлайн-обучения. Из 841 687 человек, зарегистрировавшихся на курсах в первый год обучения, 469 702 просмотрели менее половины материалов выбранного ими курса; 35 937 просмотрели больше половины; лишь 43 196 изучили материалы в достаточной степени, чтобы получить сертификат об окончании; оставшиеся 292 852 человека вообще ни разу не просматривали содержание учебных материалов по курсу, который они выбрали.

К сожалению, между желанием, способностью и необходимостью учиться пролегает гигантская пропасть! Причины подобного поведения лежат на поверхности: никакой системы принуждения к учёбе на массовых курсах открытого онлайн-обучения не существует и не может существовать. Та же ситуация с мотивацией к обучению. Это может быть только собственное внутреннее осознанное желание слушателя и отчетливое понимание, зачем ему это нужно.

Отрадно отмечать, что проблемы, которые не всегда удается урегулировать крупным университетам и площадкам MOOC, всё чаще решают молодые онлайн-платформы. В начале октября, например, был презентован новый российский сервис Polylab – система, одновременно позволяющая учиться, устраиваться на работу и искать сотрудников. По задумке авторов, платформа поможет синхронизировать действия студентов, преподавателей и работодателей, способствуя решению задач каждого. На этой платформе преподаватели разрабатывают и размещают курсы в онлайн-среде. Параллельно, в этой же онлайн-среде работодатели создают и размещают вакансии, выбирают для них подходящие курсы и из людей, прошедших данные курсы, отбирают кандидатов. Результатом становится то, что люди учатся и ищут работу на единой онлайн-площадке. Преимущества такого подхода заключаются в том, студенты уже в процессе обучения рассматриваются как перспективные кандидаты на трудоустройство. Они всегда видят свои цели и имеют четкие маршруты их достижения. Таким образом, система существенно сокращает время на поиск кадров и обеспечивает организацию-работодателя непрерывным потоком подходящих кандидатов.

В заключение хочется отметить, что современная экономика завершила переход от индустриальной к клиенто-ориентированной. Многие организации вообще перешли на уровень конкретно-целевой экономики, при которой существенно увеличилась скорость принятия решений, разнообразие и объем информации, влияющий на реализацию данных решений. Однако при этом, образовательные стандарты до сих пор оперируют понятиями индустриальной эпохи. Стандартизация и унификация учебных программ привели к абсолютной неподготовленности выпускников к работе в современных реалиях.

Так или иначе, необходимо продолжать выработку новой стратегии взаимодействия игроков рынка труда с образовательными учреждениями и платформами.Стратегии, направленной на тщательную «настройку» учебных программ под нужды конкретных работодателей и привлечение кандидатов. Стратегии, которая будет делать акцент на способностях каждого конкретного человека и на формировании для него прозрачного образовательного вектора с осязаемыми целями. Только такой подход поможет «перезагрузить» систему образования и дать компаниям мощнейший инструмент подготовки высококвалифицированных сотрудников.

 

 

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Редакция

Коллеги ! Поделитесь с нами вашими новостями и достижениями вашей компании в работе с персоналом. Присылайте к нам на consult@hr-media.ru. Все статьи попадут в еженедельную рассылку - обзор отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP