Автор: Алексей Максимченков, ведущий бизнес-ментор в Санкт-Петербурге (по версии журнала “Эксперт”), преподаватель и основатель Бизнес-школы, коммерческий директор юридической компании ООО “Слава”, предприниматель, инвестор.
До начала пандемии у нас не возникало мыслей перейти на гибридный или удаленный режим работы.
Сам мир диктовал такие условия с началом пандемии, а мы под них подстраивались. Гибридный режим позволил найти новые способы для отбора специалистов в нашу команду и увеличить географию поиска. На данный момент у нас есть сотрудники, работающие из других стран. Например, есть сотрудник, который находится в Грузии.
Поэтому мы учли каналы коммуникации, которые необходимы для комфортной работы при таком режиме. В нашей компании доступ к командной работе одинаков для всех сотрудников — не имеет значения, в какой стране они находятся на данный момент.
Мы понимали, что бессмысленно держать продажников в офисе. Кроме того, в онлайне рабочие процессы дешевле и окладная часть меньше.
Гибридный режим работы позволяет как сотрудникам, так и бизнесу рациональнее использовать ресурсы. Для наших сотрудников имеет огромное значение тот факт, что время, которое они раньше тратили на долгую поездку из дома в офис и обратно, сейчас можно посвящать решению рабочих вопросов.
Для компании это также экономия на аренде офиса, закупках канцелярских товаров и других расходных материалов.
Задачи, которые выполняет наша юридическая компания, происходят в режиме офлайн. По обучениям и курсам мы используем гибридный формат — сочетание офлайн и онлайн формата. В этом случае определенные рабочие вопросы сотрудники решают в офисе, а другие — в удаленном режиме. Все остальные задачи могут выполняться онлайн.
Наши сотрудники могут работать в коворкинге или из дома. Переговорные комнаты используются только для проведения встреч и совещаний.
Нужно учитывать, что, если сотрудники были мало эффективны офлайн на рабочем месте, то они вряд ли будут эффективны, работая удалённо из дома. Таким образом, гибридный формат работы — не сколько самоцель, а способ по достижению KPI — личных и командных.
При переходе на гибридный режим необходимо составить грамотный бизнес-план. В нем нужно отразить, в какую сумму обойдется внедрение гибридного режима работы и какие выгоды в итоге он принесет. И, как я упомянул выше, нужно выработать критерии оценки результативности такого мероприятия.
Удаленный формат позволяет мне вести работу, не находясь в России. Но некоторые вопросы я могу решить только офлайн.
Гибридный режим может оказаться эффективным только в том случае, если сотрудники сами заинтересованы в обсуждении вопросов по организации рабочего пространства и, если позволяет характер работы — имеют возможность выбора удобного формата. Также важно, чтобы у сотрудников была возможность давать обратную связь по всем введенным в компании новшествам — например, систематически проводить опросы.
Гибридный формат — это и совершенно новый подход к работе, и соблюдение некоторых технических моментов для обеспечения эффективной работы всей команды.
Привлекательные модели гибридной работы опасны появлением цифрового неравенства
Решения, которые мы применили для гибридного формата работы:
- Рабочие совещания — не реже одного раза в две недели.
- Обучение сотрудников эффективному планированию рабочего времени.
- Мониторинг психологического и эмоционального состояния наших сотрудников, и при необходимости — психологическая поддержка.
Основной сложностью, возникшей в процессе перехода на гибридный формат, стало соблюдение адекватного баланса между работой и решением личных вопросов. Поэтому мы разработали подробные инструкции по организации удаленной работы.
Мы полностью переосмыслили организацию работы с учетом приобретенного опыта и пожеланий наших сотрудников.
Кроме того, с ростом бизнеса появляются вопросы, связанные с обучением сотрудников работе в новых программах — AMO CRM, Mango IP-телефония для комфортных продаж онлайн.
Почти две трети сотрудников готовы доплачивать за офис, чтобы работать в гибридном режиме