Критика — это полезно или вредно?

Критика — это мощнейший инструмент, которым мы способны как калечить, так и совершенствовать друг друга. Поэтому пользоваться им надо с умом, а лучше…профессионально! Особенно этот инструмент нужно уметь использовать в управлении персоналом, ведь от качества обратной связи подчиненному, зависит наш общий с ним результат.

kritika_podchinennyh

Как сделать так, чтобы критика мотивировала, а не угнетала? Стимулировала к достижению результатов, а не к уходу от ответственности и нежеланию выполнять обязанности? Давайте разбираться!

Наше поведение бывает настолько неоднозначно, что не выдерживает никакой критики :))  Это высказывание касается именно деструктивной критики, которая может быть сильнейшим конфликтогеном во взаимоотношениях людей. И это не удивительно, ведь критика в руках жесткого и беспринципного, бестактного руководителя является оружием, которое бьет точно в цель – по самолюбию, и мы в ответ реагируем – защитой. При этом защита может быть тоже разной – слезы, злость, обида, ответные оскорбления… в итоге получаем конфликт и «взрыв» эмоций!

Каждый раз, когда я слышу, как руководитель критикует своего подчиненного в деструктивной, неуважительной форме, мне хочется ему задать всего один вопрос: «Какой результат вы хотите получить?» «Отрицательные эмоции подчиненного и снижение уровня мотивации или хороший и нужный результат работы?» Как правило, ответ один: конечно, хороший результат!

Уважаемые руководители, если вы хотите получить хороший результат работы, то не нужно использовать неэффективные методы управления.

А деструктивная критика именно таким неэффективным методом управления и является. Почему? Потому что в момент нанесения эмоциональных ран, пренебрежительных или оскорбительных замечаний в сторону личности человека, грубого осуждения и высмеивания поступков, человек все свои силы бросает на борьбу с возникшими негативными эмоциями. Сознание сужается, эмоции превалируют и в этот миг оппонент находится во власти своих чувств «ничего не слышу, ничего не вижу».

Итог печален: даже если вы пытались до него донести что-то вразумительное и полезное, вы не услышаны и не поняты, а это значит, что и эффективного результата ждать нет смысла. Думаю, вы согласны, что в работе важен от подчиненного результат, а не шквал эмоций? И добиться этого результата может помочь критика, но, конструктивная! Ведь конструктивная критика может быть очень полезна, поскольку подчиненный сможет сделать правильные выводы и улучшить свои результаты.

Рекомендую вам следовать простым, но очень эффективным правилам:

1. Критикуйте действия и поступки, а не личность человека. Например, «Вы неверно сформировали отчет». Не задевайте личность человека такими словами как «вы безграмотны, вы бездарны, вы бездельник и лодырь… и т.п.»
2. Критикуйте конкретно и безоценочно. Озвучивайте факты, которые можно изменить, а не перечисляйте свои ощущения и эмоции. Например, вместо утверждения «Ты раздражителен» лучше сказать «Не стоит отвечать на возражения клиента словами «вы не правы», можно переубедить его, показав, в чем выгоды предложения». Вместо «У тебя очень плохой отчет», сказать «Тебе нужно сделать отчет с указанием всех периодов, подробной информации по каждому блоку….»». Таким образом, подчиненный будет знать, что исправить и улучшить, а не путаться в догадках, что же там было плохого….
Друзья, конечно, существуют и другие очень важные принципы и правила, придерживаясь которых, вы сможете грамотно выстроить диалог с подчиненным. Самое главное, определите цель критики!

По теме: 5 советов как правильно критиковать подчиненных

Если вы хотите, чтобы ваша обратная связь была эффективной, ваша критика должна преследовать цель – улучшения результата, проекта, поведения подчиненного. И ни в коем случае, критика не должна являться средством самоутверждения и подчеркивания своего превосходства! Принижая подчиненного как личность, самоутверждаясь на его слабостях – можно добиться обратного эффекта и вместо уважения к вам возникнет обида, антипатия, агрессия. Критикуйте правильно, чтобы это было конструктивно и с пользой для подчиненного и для дела. И не забывайте, что лучше стимулирует не наказание, а поощрение, так как удовлетворяет потребность человека в положительных эмоциях.

Поэтому, делайте подчиненным, коллегам как можно больше комплиментов и говорите волшебное слово «Спасибо»!

Всем спасибо 🙂

С уважением, Марина Талпа

 

По теме: 5 элементов для сильной мотивации сотрудников в компании

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Марина Талпа

Руководитель проектов Кадровый центр "Пирамида-Да"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP