Онлайн обучение  –  возможности и ограничения. Вдумчиво и без прикрас

Нам в редакции недавно удалось побывать на одной из конференций по онлайн обучению, где мы познакомились с тренером-консультантом по развитию персонала — Александром. Мы разговорились по поводу трендов обучения, в том числе дистанционного, беседа оказалась весьма интересной, но интервью записать не удалось. Со многими вещами, что мы услышали в беседе, редакция согласна, но часть из них — весьма радикальна и отличается от общего мнения специалистов. По его просьбе, мы не публикуем его имени. Интересно? 

 

Развитие коммуникационных технологий и компьютеров порождает  великое множество новых трендов корпоративного обучения. Тренды можно разделить на те, что еще впереди, например: VR – технология,  про которую многие слышали, но совсем не многие попробовали. Другая группа трендов – те, что многие уже активно внедряют, либо присматриваются к существующим кейсам на рынке. Например: Искусственный интеллект, Большие данные и прочее. Также сюда можно отнести новые технологические тренды, которые уже активно используются, не обязательно только в корпорациях (смешанное обучение, микролёнинг и т.п.). Поговорим с точки зрения реальной пользы для компании и персонала.

Не только в корпорациях

Мы видим, что корпоративные сотрудники, иногда понимают пользу учебных курсов для карьерного роста и продвижения. Некоторым руководителям корпоративных структур обучения хочется, чтобы все сотрудники это понимали. Но трезвый профессиональный андрогогический подход иной – взрослые люди не все и не всегда желают развиваться. Редкие сотрудники самостоятельно ищут курсы не только в корпоративных университетах. Сейчас можно отследить результаты трендов, которые активно раскручивались 4-5 лет назад, например массовые онлайн курсы. Наступил момент насыщения этими технологиями, это стало максимально доступно для любых пользователей и в бесплатном режиме. Поэтому корпоративные университеты стараются подтянуться под эти возможности – либо создают свои курсы, либо используют  имеющиеся на рынке в свободном доступе. Та же ситуация с микро-обучением – было большое видео, порезали на маленькие кусочки – сделали видео-курс «микролёнинг».

Мода проходит

Дистанционное обучение в чистом виде уже теряет свою актуальность и скорее, трансформируется в различные новые форматы смешанного обучения. Сейчас серьёзные методологи обучения взрослых включают дистанционку в комплексные программы, с целью снижения стоимости всего курса обучения. Появилось слабое, но стабильно растущее убеждение профессионального сообщества, что чистое дистанционное обучение, никакое не обучение, а лишь информирование наиболее заинтересованных участников о существовании знаний по той или иной теме. О немотивированных сотрудниках, вообще нет смысла говорить: они в принципе никогда не узнают о содержании подобных курсов, ведь «им это не надо».

Что лучше дистанционное или очное

Чистая дистанционка: дешево, но не учит. Очное краткосрочное интенсивное обучение: учит (а с хорошим тренером, продвигает взрывообразно), но дорого.  В компаниях появляются новые функции поддержки процессов обучения, кроме коучей и наставников,  например, тьюторы дистанционных  курсов.

 

При обучении проектному мышлению, например, сотрудник может учиться, общаясь с тьютором курса,  и параллельно разбирает с наставником практические рабочие ситуации. Это успешный формат обучения на работе с использованием дистанционного обучения

 

Рассмотрим ситуацию, когда урезается бюджет на обучение и принимается решение внедрить более дешевый вариант — дистанционные форматы курсов. Важно, разбавить его очными целенаправленными форматами, а когда всё плохо – то любыми очными встречами. Одним из возможных вариантов сложившейся ситуации будет развитие собственных функциональных тренеров и наставников. Также можно включать пост — тренинговые смешанные форматы в очных группах, а резюме таких встреч направлять по почте  для анализа результатов.  Все это почти не требует бюджетов. Тогда можно сотрудникам подключить и вебинары, и какие-то микро-курсы и другие дистанционные возможности.

 

За последние два года у специалистов упал интерес к дистанционному обучению  продажам

 

Часто менеджеры, внедряющие онлайн курсы в компаниях, не понимают четко целей таких курсов. Эта ситуация очень распространена. Почему-то в большинстве компаний только высшее руководство HR и T&D понимают потребности бизнеса в обучении, а  их подчинённые шарахаются от рабочих процессов как «чёрт от ладана».  До тех пор, пока неясна четкая цель необходимости разработки, финансировать такие курсы «себе дороже».

 

Онлайн обучение  –  возможности и ограничения. Вдумчиво и без прикрас

 

Ограничения для проведения дистанционного обучения

Считается, что провести он-лайн можно практически все – сложную симуляцию, стратегическую  сессию, обучение с использованием  искусственного интеллекта, главное иметь четкое представление, как это делается  аудиторно, хотя есть специфика и особенности. Большая часть теперешних онлайн методологов выросли из вчерашних тренеров. Причём из тренеров очень специфических: тренеров, готовых работать только с мотивированными участниками, что неплохо. Нельзя назвать такой профессиональный уровень виртуозным, скорее удовлетворительным – на троечку. Отдельно заметим: в отличие от них высокопрофессиональный тренер показывает измеримый учебный результат 80-90%  с группой, которую «согнали палкой» в аудиторию.  Вернёмся к нашим «удовлетворительным»  «тренерам»: такие тренеры – лекторы — семинаристы (проще говоря «рассказчики») могут в онлайн с изначально сильно мотивированной аудиторией делать почти всё. Вопрос: а что тут сложного? С изначально мотивированным сотрудником-учеником кто угодно может всё… В любом ВУЗе таких преподавателей достаточно… только цена у них сильно другая.

Вывод: везде, где требуется управление мотивацией обучаемых здесь и сейчас —  никакая дистанционка работать не будет

 

Эффективность обучения

Это любимая «мозоль» всех  заказчиков. Считается, что необходимо проводить тестирования, предварительные тестирования, встает вопрос о том, как проверить качество применения в работе. Говорить об эффективности в отрыве от всего остального – не возможно, также  необходима внутренняя  поведенческая аналитика курса обучения, общее тестирование знаний.

Главное, имея четкое представление о целях обучения смотреть на показатели: что хотим поменять в итоге, использовать эффективные инструменты для конкретной учебной задачи.

Проблема результативности обучения, сейчас очень актуальна. Обсуждать эту тему, как ни странно очень легко и приятно с людьми далёкими от корпоративного обучения — с бизнес — заказчиками. Они ясно себе представляют: знаний и умений до обучения не было, после обучения появились.

Часто мучительно сложно обсуждать это с корпоративными специалистами по развитию персонала. Они либо игнорируют вообще этот вопрос, либо не понимают простую парадигму результативности: «чего-то не было – выполнили действие – что-то появилось». На самом деле не мудрено: им слишком часто некоторые «тренеры-эксперты» объясняют, что измерять ни в коем случае ничего нельзя. При таком подходе, можно посещение выступлений разного рода сомнительных заграничных «гуру», просмотр фильмов и даже посещение цирка или зоопарка записать как корпоративное обучение. Удобно, не правда ли. Дистанционка, в этом смысле,  совсем не исключение. Ведь так хочется продвинуть НОВЫЕ МОДНЫЕ форматы обучения, и так не хочется отвечать за учебный результат.

Трезвые выводы о  трендах дистанционного обучения:

Всё по-прежнему, и не важно, какие технологически новые форматы обучения или старые аудиторные. Массово имеем следующее:

1.Работать с только мотивированными участниками, а немотивированных старательно не замечать (сами виноваты!).

2.Крайне желательно обучить всех, навсегда, всему и почти бесплатно. В крайнем случае, безобразно дёшево. Или сделать вид, что обучили. А кто не научился «сам виноват!»

3.Ни в коем случае не измерять результат обучения. Делать вид, что это либо невозможно, либо неприлично.

 

10 советов, как сделать путь дистанционного обучения сотрудника  легче, а организатору довести его до финала

 

 

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Редакция

Коллеги ! Поделитесь с нами вашими новостями и достижениями вашей компании в работе с персоналом. Присылайте к нам на consult@hr-media.ru. Все статьи попадут в еженедельную рассылку - обзор отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP