Поэтапное формирование умственной деятельности — личность
ГАЛЬПЕРИН Петр Яковлевич (1902-1988) — психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор пед. наук (1965), профессор (1966). Окончил Харьковский медицинский институт (1926). В 1926-41 гг. работал в Харьковском психоневрологическом институте. Ученик Л.С. Выготского. В 1941-43 гг. работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская обл.). С 1943 г. — в МГУ: доцент, профессор психологии, с 1967 г. — зав. кафедрой возрастной психологии, с 1983 г. — профессор-консультант. Гальперин П.Я. создал незнающее аналогов в современной науке о человеке психологическое мировоззрение, не только открывающее радикально новые перспективы для переосмысления психической реальности, но и являющиеся надежной основой для качественного улучшения обучения различным предметам, на разных возрастных уровнях.
Формирование умственной деятельности
— особенности подхода
Общепсихологический подход Гальперина, выдвинутые им теории (и прежде всего — теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека) неоднократно становились предметом специальных симпозиумов и круглых столов международных и национальных конгрессов и конференций.
Разработал теорию поэтапного формирования умственной деятельности. Согласно П.Я. Гальперину, процесс формирования умственной деятельности проходит 5 этапов: выяснение ориентировочной основы действия; формирование действия в материальном виде; в плане громкой речи; во внешней речи для себя; во внутренней речи. Задавая ориентировочную основу действия, экспериментатор (педагог и др.) получает возможность приступить к формированию умственной деятельности с заранее заданными свойствами. Формирование различных видов таких действий составляет главную тему исследований П.Я. Гальперина и его сотрудников в 1960-80-е гг. Концепция ученого позволяет осуществить особый подход к диагностике умственного развития путем выявления уровня сформированности умственных действий. Методы обучения, построенные на основе этой теории, находят применение в педагогической и андрагогической практике.
Формирование умственной деятельности — публикации
Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965.
Экспериментальное исследование внимания. М., 1974 (в соавт.).
Введение в психологию. М., 1976.
Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
Психология как объективная наука. М., 1998.
Поэтапное формирование умственной деятельности