Гальперин. Теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека

Поэтапное формирование умственной деятельности — личность

ГАЛЬПЕРИН Петр Яковлевич (1902-1988) — психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор пед. наук (1965), профессор (1966). Окончил Харьковский медицинский институт (1926). В 1926-41 гг. работал в Харьковском психоневрологическом институте. Ученик Л.С. Выготского. В 1941-43 гг. работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская обл.). С 1943 г. — в МГУ: доцент, профессор психологии, с 1967 г. — зав. кафедрой возрастной психологии, с 1983 г. — профессор-консультант. Гальперин П.Я. создал незнающее аналогов в современной науке о человеке психологическое мировоззрение, не только открывающее радикально новые перспективы для переосмысления психической реальности, но и являющиеся надежной основой для качественного улучшения обучения различным предметам, на разных возрастных уровнях.

Формирование умственной деятельности

— особенности подхода

Общепсихологический подход Гальперина, выдвинутые им теории (и прежде всего — теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека) неоднократно становились предметом специальных симпозиумов и круглых столов международных и национальных конгрессов и конференций.

Разработал теорию поэтапного формирования умственной деятельности. Согласно П.Я. Гальперину, процесс формирования умственной деятельности проходит 5 этапов: выяснение ориентировочной основы действия; формирование действия в материальном виде; в плане громкой речи; во внешней речи для себя; во внутренней речи. Задавая ориентировочную основу действия, экспериментатор (педагог и др.) получает возможность приступить к формированию умственной деятельности с заранее заданными свойствами. Формирование различных видов таких действий составляет главную тему исследований П.Я. Гальперина и его сотрудников в 1960-80-е гг. Концепция ученого позволяет осуществить особый подход к диагностике умственного развития путем выявления уровня сформированности умственных действий. Методы обучения, построенные на основе этой теории, находят применение в педагогической и андрагогической практике.

Формирование умственной деятельности — публикации

Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965.

Экспериментальное исследование внимания. М., 1974 (в соавт.).

Введение в психологию. М., 1976.

Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.

Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

Психология как объективная наука. М., 1998.

Поэтапное формирование умственной деятельности 

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Редакция

Коллеги ! Поделитесь с нами вашими новостями и достижениями вашей компании в работе с персоналом. Присылайте к нам на consult@hr-media.ru. Все статьи попадут в еженедельную рассылку - обзор отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP