Процессы обучения и развития персонала должны идти бок о бок

система обучения и развития персоналаАвтор: Бизнес-тренер Костюхина Ольга

Часто можно услышать фразы о том, что персонал надо развивать и обучать, что это залог успеха компании. Но что же представляет собой “профессиональное развитие и обучение персонала организации”? Часто ли мы вкладываем в эти понятия некий смысл или это больше дань моде и просто слова. Ведь это стало очень престижно “обучать и развивать”.

Развитие и обучение персонала организации — ключевые особенности

Чтобы разобраться в данной ситуации, надо, прежде всего, разобраться в самой терминологии. Согласно Википедии, развитие — это процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. В то время, как обучение  — это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки). Но если проводить только обучение, давать знания, умения, переводить их в навыки, разве это не повлияет на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования? Я имею в виду то, что процессы обучения и развития должны идти бок о бок. Одно влечет за собой другое, и наоборот, изменение материального и духовного мира потребует приобретение определенных знаний и умений. Например, если человек решил выучить иностранный язык, это можно рассматривать как процесс роста, т.е. усовершенствования, но этот процесс невозможен без обучения – получения знаний и навыков.

Почему я так много посвятила теории и терминологии по этому поводу? Потому, что я хочу показать, как профессиональное развитие и обучение персонала взаимосвязаны. Если говорить о персонале, то совсем недостаточно провести обучение по продукту или же эффективным продажам, не рассматривая профессиональное обучение и развитие персонала организации в комплексе. В данном случае,  развитие персонала представляет собой мотивацию сотрудников. Развитие сотрудников – это их желание успешно работать. Можно сто раз объяснить технологию и стратегии продаж, но если у сотрудника не сформировано понятие – для чего это ему нужно, то применение на практике данных знаний будет минимально. Можно возразить – “Как для чего это нужно, он ведь получает за это деньги, чем лучше будет работать, тем больше будет получать”.  Это может быть предельно ясно для работодателя, но не для подчиненного. Если сотрудник не любит свою работу, не гордится своими результатами, не уважает себя, то продавать успешно — невозможно. Даже, если сотрудник будет искренне стараться делать все так, как его учили. И даже, если ему пообещают хорошую заработную плату.

Как следует применять профессиональное развитие и обучение персонала организации?

Согласно опросам, для большинства людей решающим фактором при выборе работы является не заработная плата, а коллектив, условия, социальный статус и многое другое. Поэтому, делать ставку на то, что сотрудники должны быть очень рады любому обучению, должны “впитывать как губка”, самообразовываться, не стоит. Только у 60% людей выражена мотивация на достижение успеха, у остальных, соответственно 40%, мотивация — на избегание неудачи. Лишний раз что-то делать, кому-то что-то доказывать они не станут. День прошел и хорошо.

профессиональное развитие и обучение персонала организацииПоэтому, говоря об обучении и развитии персонала важно вкладывать в эти понятия полный спектр услуг. А именно: оценка уровня знаний персонала, оценка удовлетворенности работой, потребности в обучении. Только после анализа полученной информации, можно проводить профессиональное развитие и обучение персонала. Система обучения и развития персонала должна включать: мотивацию сотрудников, поднятие престижа их профессии, объяснение выгод и преимуществ данного обучения, не только материальных, а еще и скрытых потребностей и желаний — в признании, уважении, поощрении и т.д. Также, сами знания и умения, иногда навыки. Посттренинговое сопровождение должно включать: закрепление полученных знаний и умений и перевод их в разряд навыков.

В данном случае речь идет о целой системе. Именно система обучения и развития персонала может дать хороший результат, а не разовый тренинг, например, по продажам. Хотя, конечно, это лучше, чем ничего. И для некоторых сотрудников, это будет важная и полезная информация, которую они смогут доработать сами.

Я же все-таки сторонница комплексного подхода. Возможно, он потребует неделю — две, но зато результат будет выше. Хотя, конечно, я понимаю, что “вырвать” из процесса всех менеджеров по продажам на 7-10 дней очень проблематично, порой, даже невозможно. В таких случаях, я советую разбивать группу на две или три части. По уровню знаний, или наоборот, “незнаний” или по уровню мотивации, это можно определить индивидуально в каждом случае. Тогда проводится общая оценка персонала, она не занимает много времени, а развитие и обучение персонала организации проводится врозь. В каждой группе упор делается на ее “слабые” стороны. Возможно, какой-то группе потребуется 2-3 дня, какой-то 1-2. Посттренинговое сопровождение возможно также провести вместе или раздельно, в зависимости от ситуации. Так как после обучения у всех групп будет примерно одинаковый уровень подготовки, то лучше, отработать на практике знания и умения всем вместе, это будет наглядней.

Управление обучением и развитием персонала — итоги и результаты

Результатом для сотрудников будет получение знаний и навыков работы, желание работать и развиваться. Для руководителей, профессиональное развитие и обучение персонала за счет компании, это хорошая возможность помимо получения квалифицированных кадров, показать своим сотрудникам заботу и уважение. Что является сильным мотивом для оптимальной работы команды. А нематериальная мотивация во многом перевешивает материальную. А такие сотрудники ценятся гораздо выше. Они не убегут в момент кризиса к конкурентам.

Подводя итог, хочу подчеркнуть, что качественное развитие и обучение персонала – это системное обучение, охватывающее такие темы, как: мотивация, командообразование, знания по технологии продаж, развитие коммуникативных навыков и отработка их на практике, в реальных условиях.

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Редакция

Коллеги ! Поделитесь с нами вашими новостями и достижениями вашей компании в работе с персоналом. Присылайте к нам на consult@hr-media.ru. Все статьи попадут в еженедельную рассылку - обзор отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP