Совместное исследование hh.ru и сервиса онлайн-бронирования Островок показало как представители разных профессий в России проводят отпуск, какие форматы выбирают и куда планируют отправиться этим летом.
Где и как предпочитают путешествовать представители разных профессий
В среднем по всем профессиональным областям 34% россиян планируют провести отпуск, путешествуя по стране – по отечественным курортам и туристическим маршрутам. Юристы делают это охотнее других: поездки по России выбирают 43% опрошенных представителей этой сферы. Также высокий интерес к внутреннему туризму проявляют финансисты (41%), работники автобизнеса (40%) и ритейла (38%) – они делают ставку на знакомые места и понятную логистику. При этом, согласно опросу, именно юристы чаще других профессий довольны продолжительностью своего отпуска: 70% из них считают ее оптимальной.
По данным Островка, в топ самых популярных внутрироссийских направлений у российских туристов на лето входят Санкт-Петербург, Москва, Сочи, Калининград, Казань, Нижний Новгород, Зеленоградск, Сириус, Кисловодск и Владивосток.
Как показали результаты опроса, заграничные же поездки в целом планируют 19% опрошенных по всем профессиональным категориям. Существенно выше этот показатель у маркетологов: сразу 37% из них собираются провести отпуск за рубежом. Также выездной отдых популярен среди управленцев (29%), специалистов по закупкам и профессионалов из HR-сферы (по 25%).
Как отмечают эксперты Островка, среди зарубежных направлений этим летом лидируют Белоруссия, Абхазия, Турция, Грузия, Казахстан, Армения, Италия, Франция, Таиланд и Азербайджан.
Помнить всё: как сотрудники забывают пароли после отпуска
Среди тех, кто предпочитает проводить отпуск вне дома, главными фанатами пляжного отдыха являются специалисты по закупкам (63%) и представители сферы IT (60%). Активные виды отдыха (походы, велотуры, горные маршруты) особенно популярны среди управленцев (54%) и маркетологов (53%). Санаторные курорты и спа-отдых чаще выбирают представители медиа и искусства (46%), а также HR-сферы (45%). А отдых на даче ближе всего обслуживающему персоналу (50%), транспортникам (38%) и работникам автобизнеса (33%).
Между тем 18% россиян планируют проводить отпуск дома или на даче. В среднем по всем профессиям 11% предпочитают дачу, еще 7% – отдых в формате “диван, книга, компьютер”. Самая “домашняя” категория – рабочий персонал: 11% собираются провести отпуск дома, 14% – на даче, а еще 18% займутся бытовыми делами. Также больше других к отдыху в домашней обстановке склоняются представители науки и образования и ИТ: 18% и 11% опрошенных соответственно проведут отпуск за просмотром фильмов и чтением книг.
Интересно, что некоторые россияне используют отпуск не для отдыха, а для дополнительного заработка: среди рабочего персонала таких 14%, а среди сотрудников сферы безопасности – охранники, контролеры, дежурные администраторы – 10%, что существенно выше среднего показателя по всем профессиям (4%).
«Мы видим, что выбор формата отдыха часто отражает профессиональный образ жизни: те, кто постоянно в напряжении, ищут тишину, а кому важна смена обстановки – выбирают путешествия. Это больше, чем отпуск – это способ восстановиться в привычном для себя ритме», – комментирует Мария Игнатова, директор по исследованиям hh.ru.
«Внутренний туризм по-прежнему остается самым популярным, при этом особенно растет интерес к культурно-познавательному отдыху. Для него туристы выбирают города с богатым историческим и архитектурным наследием, например, Екатеринбург, где спрос вырос в полтора раза, а также Псков, Новосибирск, Владимир – на треть. Число бронирований по заграничным направлениям выросло на 23% – такой отдых пользуется спросом у тех, кто ищет новые впечатления и располагает более гибкими возможностями для организации отпуска», — отмечает Дарья Кочеткова, управляющий директор сервиса Островок.
Гостинг участился в два раза. “Бывшие” не отпускают
О hh.ru
hh.ru — ведущая платформа онлайн-рекрутинга в России, которой пользуются свыше 50 млн соискателей и 623 тыс. компаний. Цель hh.ru — помогать компаниям находить сотрудников, а людям – работу, и делать так, чтобы процесс поиска сотрудников и работы был быстрым и доставлял обеим сторонам только положительные впечатления. Обширная база компании содержит 79 млн резюме, а среднее дневное количество вакансий в течение 2024 г. превысило 1,8 млн. По данным SimilarWeb, hh.ru входит в топ-3 в мире по популярности среди порталов по поиску работы и сотрудников.
О сервисе Островок
Островок — сервис онлайн-бронирования размещения для самостоятельных путешественников. Компания предоставляет клиентам более 2 700 000 вариантов в гостиницах, хостелах, апартаментах, квартирах от прямых поставщиков и крупных партнеров. Преимущества сервиса: широкий выбор инвентаря, прозрачное ценообразование, низкие цены и большое количество отзывов путешественников. Ежемесячная посещаемость сайта превышает 23 млн. Количество мобильных установок приложения превысило 9 млн.
В 2020 году Островок стал лауреатом «Премии Рунета» в номинации «Цифровой туризм», а также победителем в категории «Отдых и развлечения» в рамках премии «Рейтинг Рунета». В 2019, 2020 и 2021 году Островок признан лучшим онлайн тревел-агентством в России по версии международной премии World Travel Awards. В 2023 году Островок получил Премию Рунета в номинации «Туризм и индустрия гостеприимства», а мобильное приложение сервиса было названо одним из лучших приложений для бронирования отелей по мнению Роскачества. В 2024 году Островок стал победителем премии «Выбор потребителей» в номинации «Услуга года в сфере туризма и отдыха», а мобильное приложение сервиса было признано лучшим в категории «Отдых и развлечения» в «Рейтинге Рунета».
Опрос проводился на сайте hh.ru с 15 по 30 апреля 2025 года среди 2885 российских соискателей.