О тренерском ремесле: не харизматично, но технологично. Часть 1

Алексей Широкопояс Гл.ред. Компетенции1Автор: Широкопояс Алексей, тренер-консультант по созданию обучающих программ. основатель проекта КОМПЕТЕНЦИИ

Статья  опубликована в № 4  2015 года журнала

«КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ»

 

По поводу индивидуального и группового обучения руководителей ведению тренинга обращайтесь к автору статьи. моб: 8-926-210-84-19, consult2005@inbox.ru

 

 

«Любая достаточно развитая технология неотличима от магии»

Третий закон Кларка.

В этой  колонке Вы узнаете, как любой человек может стать тренером-ведущим быстро, без стресса и бесплатно, если он этого хочет

 

kompetencii_trenera

 

На данный момент в обществе далёком от профессиональной тренинговой среды  сложилось мнение, что бизнес-тренер — это человек, который является экспертом в области, в которой он обучает, соответственно: продажник обучает продажников, менеджер – менеджеров, руководитель — руководителей, дворник – дворников. И это недалеко от истины! Почему не далеко? Потому что кроме экспертизы в теме необходимо иметь ещё и профессиональную компетенцию в области обучения взрослых. Однако эта «МЕЛОЧЬ» или игнорируется (из-за  незнания о существовании этой области знаний) или ловко подменяется «мастерством презентации» или, упаси господь, «ораторским искусством».

Сами тренеры тоже не прочь «подпустить тумана» вокруг своей профессии – каждому хочется побыть единственным и неповторимым «Великим Гуру». Вот и появляются на работных сайтах описание требований к тренеру (это реальные запросы которые я видел): «тренер с хорошим тренерским образованием – филологическим….», « …требуется бизнес-тренер, размер одежды не менее 54…», « …требуется тренер-директор крупного предприятия…» и прочее, и тому подобное. Из всей этой эклектики можно условно выделить два подхода:

1.«это сможет любой (опытный) человек»;

2.«это что-то очень «психологическое», почти  мистическое, далеко не каждому дано!»

А истина вероятно, где то рядом, но точно не посередине.

 

Я предлагаю исследовать эту область, с целью найти для начинающих тренеров (включая кандидатов в тренеры) какие-то НЕмистические, а вполне практичные и простые способы жить в этой профессии легко и непринуждённо

 

kompetencii_trenera

Начнём исследование этой «загадочной и тёмной» области с того, что делает её собственно такой волнующей — с приключений, которые находят себе смелые самостоятельные путешественники на этом профессиональном пути:

 

  • Общее сопротивление группы
  • Трудные участники
  • Отсутствие учебного результата
  • Утрата авторитета

По теме: Оценка качества корпоративного тренинга

Общее сопротивление группы

Это проклятие для неопытного тренера-руководителя. Для уже опытного тренера-профессионала, практически невозможный вариант,  но всё-таки встречается (крайне редко) в уникальных условиях: группа уже существует, её возглавляет неформальный лидер и сплочена вокруг идеи «вредности этого тренинга».

Обычно механика такова: группе задолго до тренинга пообещали наказание (как это воспринимает группа) за успешное прохождение тренинга.

 

Примеры из жизни: начинающим тренерам-ведущим (ещё вчера бывшим педагогам дошкольного и школьного образования) предстоит вести очень сложный тренинг по мышлению (плохо развиваемая компетенция) для групп производственных руководителей (которых эти «тренеры» очень боятся). Для этого тренеры-ведущие должны сами успешно пройти этот тренинг. Если они успешно проходят его —  их заставят вести этот «опасный» тренинг, по этой «опасной» теме, для «опасных» людей. Если нет – всё останется по-прежнему – хорошо и спокойно. Догадайтесь, что выбрала группа?

 

Ну, это уже изыски, у начинающего тренера-руководителя проблема выглядит проще: продажники  не дают результат, который хочет руководство, и он решает их поучить. Даже не исследовав проблему (а чего тут исследовать) собрать всех, желательно в выходной, на один полный день, и начать вещать с поучениями и угрозами – И вуаля! Общее сопротивление готово! Массовый сон или масса неприятных вопросов —  выбирайте, что по вкусу!

kompetencii_trenera

Трудные участники

 

Эта история не такой обширный кошмар для тренера, как предыдущий, а частное, но весьма болезненное проявление того же самого несовпадения целей тренинга и участника. Есть, однако, поправка: набор целей «трудного участника» намного более разнообразный. Тут Вам и осознанное — заявить о своей экспертности, о проблемах предприятия, о личной неприязни и многое другое. И, конечно, масса неосознанного — желания оказаться в центре внимания, лидировать, реализовать какие-то комплексы и прочее педагогическое, психотерапевтическое и даже иногда психиатрическое.

 

Примеры из жизни: обращение участника к тренеру в самом начале: «Вы что-то не то делаете, так тренинг не ведут, вот я был на тренинге, там всё было по-другому…..» О цели участника догадались? А вот он сам, ещё нет! А вполне может догадаться через пару минут (или лет), и ряды тренеров пополнятся ещё одним харизматичным дилетантом (в смысле начинающим).

Или  на тренинге руководителей: «…да чего тут обсуждать, подчинённые просто должны выполнять мои распоряжения, зачем мне этот тренинг по управлению исполнением?» И тут, наверное, намёк понятен: «Кто-то должен делать мою работу (участника тренинга)! Вот ты — тренер, ты и разбирайся!»

 

 

Отсутствие учебного результата

 

Вообще-то так и должно быть, если начинающий тренер, в том числе и тренер — руководитель, понятия не имеет о процессе обучения взрослых, стало быть, его (процесс обучения взрослых) не выполняет. То есть это нормально: если ты ничего не делаешь или делаешь что-то другое, то и желаемый результат может появиться только случайно (вот она где мистика профессии). В смысле результат не закономерен. Ведь выступления перед аудиторией (или вэб — камерой) как таковые,  вообще-то  не относятся к эффективным методам обучение взрослых. Поэтому разного рода конференции, лекции, вебинары (если это единственный процесс в программе) — это скорее развлечение для участников, чем учёба. Можете сколько угодно вещать с трибуны, в головах у участников ничего не изменится. Жаль, но чудес не бывает! В этом смысле телевидение (с его «цыганским трансом») покруче будет!

 

Примеры из жизни:

Буквально недавно директор одной из моих компаний-партнёров, попросил меня выступить через минуту-другую перед его подчинёнными на цикловом совещании, чтобы поднять эффективность руководителей компании. Я отказался: я тренер, а не волшебник, не политик, не экстрасенс. Действия результативного тренера технологичны, а не харизматичны, как принято считать. Хотя выглядят именно харизматично (опять мистика профессии).

kompetencii trenera

 

Утрата авторитета

 

Вероятно, эта вещь не заинтересует прагматичного начинающего тренера: неприятно конечно, но будут и другие группы. Для тренера-руководителя эта ошибка будет роковой, как и для единственного внутреннего тренера небольшой компании.

 

Пример из жизни:

Одна участница тренинга рассказала, что когда её «обучал» руководитель, то она настолько увлеклась задаванием вопросов, что «тренер» — руководитель просто выгнал её из аудитории и пригрозил штрафом (все же знают, что у нас «штрафы запрещены»). Догадайтесь, мои внимательные Читатели, в чём расписался этот «тренер»? Правильно: в том, что он не тренер.

По теме: Что влияет на успешность корпоративного тренинга?

Проблемы описаны, а делать что?

Продолжение следует ….  читайте  «О тренерском ремесле: не харизматично, но технологично. Часть 2»

 

 

Автор публикации

не в сети 7 часов

Редакция

Коллеги ! Рады Вашим публикациям !
Зарегистрируйтесь в личном кабинете, как автор и самостоятельно ведите свою колонку ! Все уникальные статьи попадут в еженедельную рассылку.

Комментарии: 28Публикации: 1192Регистрация: 05-06-2013

Редакция

Коллеги ! Рады Вашим публикациям ! Зарегистрируйтесь в личном кабинете, как автор и самостоятельно ведите свою колонку ! Все уникальные статьи попадут в еженедельную рассылку.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Войти с помощью: 
Перейти на страницу