Автор : Алексей Широкопояс — практикующий консультант, основатель и главный редактор журнала «Компетенции»
Формы и методы обучения взрослых или как и почему учатся взрослые люди
Профессиональное обучение – процесс улучшения потенциального качества выполнения людьми рабочих действий. А причем-же формы и методы обучения взрослых, скажете вы?
В идеале такие действия должны продолжаться на протяжении всей профессиональной жизни, так сотрудник сможет всегда соответствовать всё повышающимся требованиям бизнес — среды и полностью реализовать свой потенциал. Со временем возникла потребность и появились методы обучения взрослых – андрогогика.
В последние несколько десятилетий постепенно набирают популярность активные формы и методы обучения взрослых. В чём секрет такой популярности? Как утверждают пользователи этих методов — в высокой результативности. Если поверить им тогда не ясно, что же конкретно обеспечивает эту результативность, по сравнению с академическим подходом. Давайте подробно разберёмся с этим.
Методы обучения взрослых — особенности организации тренинга
Итак, при организации бизнес – обучения (где собственно основным является активные формы и методы обучения взрослых) следует обратить внимание на психологию обучаемых -взрослых:
- заинтересованность в результатах своего обучения;
- самостоятельное принятие решения о необходимости того или иного блока;
- мотивация на практичность результатов обучения;
- методы обучения должны складываться с учетом жизненного опыта — осознанного и нет;
- большая подверженность влиянию внеучебных факторов.
Кроме этого необходимо учесть и предпосылки к обучению описанные психологом Карлом Роджерсом (Carl Rogers ):
- человек уже как биологический вид от природы обладает большим потенциалом к обучению;
- безопасность как физическая так и психологическая необходим для эффективного обучения;
- в результате обучения происходят изменения в самоорганизации и самовосприятии личности;
- открытость к новому опыту и переосмысление старого обеспечивают эффективность обучения (в частности активные методы обучения взрослых);
- способность личности к самооценке в процессе обучения обеспечивает независимость и уверенность в себе.
Опираясь на выше приведенное при проектировании обучения в активных формах, уже можно говорить о значительном повышении результативности обучения. Применяемые формы и методы обучения взрослых должны строиться исходя из этого.