Автор статьи — Михаил Смолянов, проекты Мегапрорыв и Финолог, ведущий курса «Система продаж»
Как платить сотрудникам
Мы уже разобрались, почему деньги — плохой инструмент стимулирования. Внутренняя мотивация гораздо сильнее, если ей правильно пользоваться.
Но все же: каждый работодатель должен платить зарплату. Наша задача — настроить систему так, чтобы сотрудники хорошо работали, а мы не переплачивали
В этой статье мы разберем основные требования к системе материальной мотивации. Что-то из этого вы наверняка знаете, но не грех освежить.
Постоянная и переменная часть
Стимул бывает только двух видов: постоянный и переменный. Зарплата — постоянный стимул. Бонусы, премии и штрафы — переменный.
Постоянная часть стимула — это «подушка безопасности». Сотрудник железно рассчитывает на этот заработок, это святое. Переменная часть — это индикатор крутости. Чем лучше человек работает, тем выше переменная часть.
Самое сложное — найти баланс между постоянной и переменной частью. Слишком большой «фикс» — и у тебя все расслабляются. Слишком большие бонусы — и люди начинают нечестно играть. Тонкой настройке этого баланса мы посвятим следующую статью.
Денежный и неденежный стимул
Сотрудника можно стимулировать не только деньгами, но и…
— ценными подарками: гаджетами, предметами роскоши; — льготными кредитами и вкладами, особенно если вы — банк;
— скидками на покупку вашей же продукции;
— транспортом: личный автомобиль, водитель, бесплатные перелеты бизнес-классом;
— жильем: съем жилья на время работы, помощь в покупке квартиры;
— услугами: доступ в спортзал, корпоративный садик и т. д.;
— отдыхом: дополнительные выходные, оплаченные заграничные поездки;
— символами статуса: личный кабинет, ассистент, место на «доске почета», статья в корпоративном журнале;
— акциями, опционами и другими ценными бумагами компании.
Помните, что деньги сами по себе не имеют ценности. Ценность имеет только то, что сотрудник за эти деньги получает. Если, например, человек заработал в месяц 300 000 рублей, это еще не значит, что он счастлив: может быть, он все эти деньги сейчас отдаст в валютную ипотеку.
Качество жизни
О сотрудниках важно знать две вещи. Первая: он работает не на вас, а на себя. Все, что он для вас делает, он делает в первую очередь для улучшения собственной жизни. Вторая: если он работает, а его жизнь не улучшается, сотрудник теряет интерес.
Отсюда правило: хорошая работа сотрудника должна гарантированно улучшать качество жизни. Кажется очевидным, но на деле встречается удивительно редко.
• Если сотрудник отдает всю зарплату в семью, жене или любовнице, то его качество жизни не улучшается.
• Если сотрудник копит (на квартиру, например), то повышение заработка на нем тоже не сказывается.
• Если сотрудник глубоко закредитован, то он все свободные деньги отдает в кредиты. Тоже безрадостно: сколько ни работай, все равно кругом должен.
• А еще бывает, что сотрудник дуралей и не умеет распоряжаться деньгами — тупо «проедает» бонусы и премии. Деньги кончаются, в холодильнике пусто, все вернулось на прежние рельсы.
Чтобы такого не было, стимулируйте сотрудника чем-то помимо денег. Контролируйте улучшение его качества жизни, пусть в мелочах.
Правило: хорошая работа сотрудника должна гарантировано улучшать качество жизни
По теме: Могут ли работники трудится эффективнее? Вовлеченность, как фактор мотивации
Нет, серьезно: у вас должен быть хотя бы один инструмент, который гарантированно улучшает качество жизни. Самое простое — доступ в фитнес-клуб, путевка на конференцию в теплую страну или дорогой служебный телефон.
Простая формула
Сотрудник должен понимать, как считается его зарплата и премия, за что ему полагается медстраховка и что делать, чтобы получить льготную ипотеку.
Если сотрудник получает процент с продаж, он должен легко считать, сколько ему достанется от сделки. Не нужно вводить в формулу коэффициент «число встреч» или «время на телефоне». Формула должна быть простой, чтобы считать в уме.
Если собственный кабинет получают только ключевые менеджеры, то каждый менеджер должен понимать, как стать ключевым. Например, единолично сделать выручку 30 млн рублей до конца года. И если менеджер достигает этой цели, он должен получить свой кабинет, даже если для этого придется переехать в новый офис.
Формула должна быть железобетонной и работать для всех, без исключения. Нельзя применять формулу выборочно: этот молодец, ему даем, а тот чудак ненормальный, к нему не применяем.
Когда при тебе обманывают коллегу, сразу чувствуешь, что так же поступят с тобой
Обратная связь
Сотрудник должен быстро понимать, как его работа влияет на бонус. Например, его выручка каждый день обновляется в общем рейтинге продавцов. Еще лучше, когда результаты показаны в динамике: смотри, мол, у тебя растет выручка, продолжай в том же духе. Или выручка падает, принимай меры. Чем быстрее сотрудник получает обратную связь, тем лучше.
По теме: Оценка по KPI работников бэк-офиса. Разберем по шагам.
Плохо, когда обратная связь приходит с большой задержкой, например, раз в квартал. Тогда невозможно скорректировать поведение, и смысла в обратной связи нет. Обратная связь должна быть быстрой, а выплата бонусов — необязательно. Например, вы можете считать бонусы раз в неделю, но выдавать их раз в квартал. Сам факт выплат должен быть просто технической формальностью.
Закон
Система денежного стимулирования — это закон. Она не обсуждается и не меняется под конкретного сотрудника. Ни один сотрудник в компании не должен иметь возможность «выбить» для себя индивидуальные условия, кроме случаев явного форс-мажора.
Например, в компании может быть принята «тайна зарплаты»: когда сотрудники обсуждают свой оклад только с руководителем. Тогда за обсуждение зарплаты в кругу коллег нужно увольнять, и неважно кто это будет: уборщица или гендиректор.
По теме: Ключевые показатели эффективности отдела персонала. KPI для HR в действии
Источник Мегапрорыв