Корпоративная культура в России переживает сложные времена: нелегко прививать новые ценности, когда нужно буквально «тушить пожары» по всем фронтам, начиная с дефицита кадров. В результате, по данным HH, только 21% компаний готовы работать над улучшением корпоративного бренда. При этом именно от корпоративной культуры зависит, насколько эффективно сотрудники справляются с рабочими задачами и взаимодействуют друг с другом. О том, как не упустить момент и улучшить корпоративную культуру компании рассказывает директор по персоналу IEK GROUP Наталия Бельская.
Чтобы оценить эффективность корпоративной культуры в компании, можно использовать различные методы
Шаг 1: Оценка действующей корпоративной культуры
1 – Опросы и анкетирование. Мы регулярно опрашиваем сотрудников на предмет их вовлеченности и клиентоориентированности. По результатам опросов оцениваем уровень приверженности ценностям компании, уровень инициативности и увлеченности работой, а также качество взаимодействия на уровне подразделений, формируем точки роста.
2 – Маркеры успеха. Это ключевые показатели, по которым можно оценить эффективность корпоративной культуры: приверженность сотрудников компании и готовность рекомендовать её в качестве работодателя, увлеченность работой, качество коммуникаций, уровень «счастья сотрудника» и др.
Шаг 2: Внедрение изменений
По результатам оценки скорее всего можно будет определить зоны для улучшений, тогда можно использовать следующий алгоритм:
- Проанализируйте все, что удалось собрать на предыдущем этапе. Разберите самые проблемные точки и определите, с чем нужно работать в первую очередь.
- Продвигайте и популяризируйте ценности, обучайте сотрудников навыкам, необходимым для развития корпоративной культуры.
Мы разработали корпоративную модель компетенций на основании ценностей, используем её в ежегодной оценке и различных проектах. Сформировали принципы взаимодействия, развивая их через специальные мероприятия: регулярно проводим круглые столы между подразделениями, реализуем конкретный запрос коллег и пр.
- Вовлекайте руководство компании в процесс изменений, чтобы они стали наглядным примером и локомотивом для преобразований. Внедряйте трекеры для отслеживания ключевых показателей эффективности и регулярно оценивайте прогресс.
Шаг 3: Адаптация сотрудников к новой культуре
Это очень важный этап: именно люди будут транслировать корпоративную культуру вовне и служить ее воплощением. По данным Gartner, около половины сотрудников устали от постоянных изменений и не доверяют своим компаниям. Поэтому и процесс изменения корпоративной культуры может столкнуться с сильным сопротивлением. Чтобы его преодолеть, необходимо разъяснить персоналу причины трансформации и выгоды, которые это принесет лично для них. А также — активно вовлекать сотрудников в процесс изменений, дать им возможность высказать свои идеи и предложения.
Еще на этапе найма стоит обратить внимание на то, насколько соискатель сможет разделить ценности компании и принять ее корпоративную культуру. Этот критерий должен стать одним из ключевых при выборе кандидатов.
К примеру, на входе всем финальным кандидатам мы предлагаем расширенное тестирование, в основе которого заложены корпоративные компетенции-ценности.
Не обязательно тимбилдинг: как работать с корпоративной культурой
Чтобы процесс онбординга прошел легче, назначьте наставника, который поможет новым сотрудникам быстрее вливаться в коллектив. Регулярно оценивайте, как идет адаптация новых сотрудников и предоставляйте обратную связь для улучшения процесса. Успешность адаптации мы, также, оцениваем с помощью соответствующих метрик.
На успешное внедрение корпоративных ценностей также позитивно влияет человекоцентричный подход в подборе и удержании персонала. Это значит, что корпоративная культура компании должна опираться на цели и потребности конкретных сотрудников. По итогам прошлого года на первый план вышли забота о физическом и ментальном здоровье. 77% сотрудников ценят в работодателе надежность и защищенность, а 66% — заботу и внимание к людям. Пакет бенефитов нашего сотрудника содержит не только заботу о медицинской и психологической поддержке, но и возможность заниматься различными видами спорта, билеты для детей на различные мероприятия и т.п.
Как корпоративная культура помогает пережить шторм
Эффективная корпоративная культура — это ключевой фактор для устойчивого развития компании. Руководство по персоналу играет важную роль в ее формировании, улучшении и поддержании, чтобы культура способствовала решению задач в разрезе текущих изменений и соответствовала целям и ценностям бренда. 52% опрошенных HR-специалистов в конце прошлого года назвали поддержку корпоративной культуры и ценностей в числе ключевых направлений для работы.
При этом важно, чтобы корпоративная культура отражала все изменения, которые происходят в компании и вокруг нее, особенно в текущей ситуации. 52% сотрудников по итогам 2023 года отметили, что для них важно, чтобы компания проявляла гибкость и адаптивность к новым условиям, а для 65% важна внутренняя эффективность на каждом уровне. Только так вы сможете добиться того, чтобы ваша корпоративная культура была одинаково близка и сотрудникам, и клиентам, а не существовала «в вакууме».
Секрет вовлеченности ; корпоративная культура, нацеленная на личность