Насильственное и моментальное внедрение дистанционного образования в школе создало большие проблемы в обществе

Учителя подвели итоги дистанционного обучения. Рейтинг самых больших трудностей, с которыми они столкнулись в этот период

 

Специалисты сервиса «Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart», который разработан школьным направлением компании Skyeng и издательством «Просвещение» (входит в одноименную Группу компаний), провели опрос школьных учителей с целью выяснить, с какими трудностями они столкнулись во время организации и в первые дни дистанционного обучения, а также во время проведения уроков в онлайн-формате.

В анонимном опросе приняли участие 1200 респондентов, среди которых большинство (74%) — это учителя по основным предметам школьной программы, 28% опрошенных являются классными руководителями. Почти каждый десятый (11%) участник опроса — учитель младших классов. Меньше всего респондентов занимают должность завуча и директора (по 5% на каждый из вариантов). Иные должности занимает 1% респондентов.

Место проведения опроса: Россия, все округа
Исследуемая совокупность:
учителя по основным предметам школьной программы, учителя младших классов, классные руководители, представители руководства школ.
Время проведения: май 2020 года
Размер выборки: 1200 респондентов

Вопрос № 1: “Кем Вы являетесь?” (Множественный выбор)

 

Варианты Все ответы
Учитель-предметник 74%
Классный руководитель 28%
Учитель младших классов 11%
Завуч 5%
Директор 5%
Другое 1%

 

В первые дни дистанционного обучения учителям труднее всего (58%) давалась подготовка к онлайн-урокам, которая занимала больше времени, чем подготовка к традиционным офлайн-занятиям. На втором и третьем месте — проблемы с оборудованием (52%) и выходом в интернет (51%). На четвертом месте — технические трудности у самих учителей, 35% отмечают, что их рабочее место при переходе на дистанционный формат не было достаточно оснащено. 34% респондентов пожаловались на то, что при переходе школ на онлайн-режим работы для них не провели централизованное обучение новым цифровым инструментам.

Остальные ответы распределились следующим образом:

Место проведения опроса: Россия, все округа
Исследуемая совокупность:
учителя по основным предметам школьной программы, учителя младших классов, классные руководители, представители руководства школ.
Время проведения: май 2020 года
Размер выборки: 1200 респондентов

Вопрос №2: “С какими самыми большими трудностями Вы столкнулись во время организации обучения в дистанционном формате или во время первых дней после его введения?”

Можно выбрать от 1 до 5 ответов. (Множественный выбор)

Варианты  Все ответы
1. Подготовка к онлайн-уроку занимает больше времени, чем к уроку в офлайн-формате 58%
2. Отсутствие у школьников необходимого оборудования (компьютера, телефона, планшета) 52%
3. Отсутствие у школьников подключения к интернету с достаточной скоростью соединения 51%
4. Недостаточное техническое оснащение рабочего пространства учителя 35%
5. Не было проведено централизованное обучение новым инструментам для проведения уроков в дистанционном формате 34%
6. Отсутствие единых предписаний и документов, регламентирующих проведение урока в дистанционном формате 31%
7. Психологическая неготовность учителей и руководства школ к переходу на дистанционный формат обучения 29%
8. Отсутствие навигации по большому количеству инструментов и сервисов для организации уроков в дистанционном формате 22%
10. Низкий уровень цифровой грамотности самих учителей и руководства школ 22%
11. Не налажен процесс коммуникации с родителями 17%
12. Материалы на платформах и сервисах не соответствуют ФГОС 14%

Некоторые комментарии респондентов к вопросу:

“Не хватает ресурсов для автоматической выдачи и проверки заданий, чтобы иногда освободить учителя проверять письменные работы с компьютера”.

“Проверка сфотографированных работ учащихся, большинство уроков строится на односторонней связи — дается задание — ответы присылаются. Есть категория детей, не выполняющих вообще”.

“Отсутствие результативности обучения и колоссальный объем времени, затрачиваемый учителем для поиска необходимого материала и проверки присланных работ и тестов учащимися!”

“Психологическая неготовность УЧЕНИКОВ и РОДИТЕЛЕЙ к переходу на онлайн-формат, отсутствие ЭЛЕМЕНТАРНЫХ навыков работы с компьютером и в сети интернет”.

“Материалы на платформах и сервисах часто не подходят к нашим учебникам”.

“Огромные проблемы с интернетом”.

“Проверка одной письменной работы (например, сочинение в старших классах) занимает от 40 минут до 1 часа. Если у учителя несколько старших классов (например, у меня 80 учеников), то это круглосуточная работа в течение нескольких дней”.

“Отсутствие эмоционального контакта с учениками”.

“Списывание детьми ответов с интернета”.

“В семье с ребёнком дошкольником урок может превратиться в спектакль”.

“Невозможно создать условия для ансамблевого пения, нет синхронного звука”.

 


Учителя назвали проверку домашних заданий самой большой (60%) своей трудностью в процессе дистанционной работы, так как на это стало уходить намного больше времени и они сталкивались с техническими трудностями. На втором месте (56%) — невозможность контролировать процесс восприятия учениками материала, так как дистанционный формат не позволяет видеть, чем заняты школьники во время занятия. Чуть более половины (52%) респондентов отметили пониженный уровень ответственности обучающихся, которые не восприняли онлайн-урок так же серьезно, как и традиционные занятия в школах. На то, что дети не справляются с возросшим объёмом материала для самостоятельного изучения, указали 45% педагогов. На пятом месте по количеству ответов (43%) находится проблема, связанная с получением домашних заданий от школьников, которые отправляли их учителям в разных форматах и в разные электронные каналы коммуникации. На шестом месте (42%) — низкая мотивация школьников к учебе. На седьмом (40%) — трудность в наглядной демонстрации учащимся материалов урока. Восьмое место по количеству ответов опрошенных (36%) занимает отсутствие возможности вести индивидуальную работу с каждым учеником. Для 33% педагогов проблемой стало то, что дети не могли изолироваться от других членов семьи при обучении в режиме онлайн. Технические проблемы во время проведения урока оказались на десятом месте (32%) среди самых больших трудностей дистанционного обучения для учителей.

 

 

 

Остальные ответы распределились следующим образом:

Вопрос № 3: “С какими самыми большими трудностями Вы столкнулись во время проведения урока и проверки домашних заданий в дистанционном формате?”. Можно выбрать от 1 до 10 ответов. (Множественный выбор)

Место проведения опроса: Россия, все округа
Исследуемая совокупность:
учителя по основным предметам школьной программы, учителя младших классов, классные руководители, представители руководства школ.
Время проведения: май 2020 года
Размер выборки: 1200 респондентов

Варианты Все ответы
1. Проблемы с проверкой домашних заданий (не открываются документы, возросло количество времени на проверку и т.д.) 60%
2. Невозможность контролировать процесс восприятия учениками материалов урока из-за отсутствия возможности видеть, чем они заняты во время занятия 56%
3. Пониженный уровень ответственности учеников (ученики не воспринимают такие уроки серьёзно) 52%
4. Дети не справляются с возросшим объёмом материала для самостоятельного изучения 45%
5. Проблемы с получением домашних заданий. Дети высылают выполненные домашние задания в разные электронные каналы коммуникации и в разных форматах 43%
6. Низкая мотивация детей к учёбе 42%
7. Неудобно что-либо демонстрировать ученикам, если оцифрованных материалов недостаточно и необходимо что-либо писать/нарисовать/начертить. 40%

 

8. Невозможность индивидуально работать с каждым учеником 36%
9. Жилищные условия некоторых учеников не позволяют им присутствовать на уроке в изолированном от других членов семьи пространстве 33%
10. Технические неполадки во время проведения урока 32%
11. Низкая концентрация детей на уроке. Большое количество отвлекающих факторов 31%
12. У школьников разный темп усвоения знаний 30%
13. Психологически трудно не получать обратной связи от детей. 27%
14. В начале урока много времени отнимает настройка всех сервисов и проверка их работы с обеих сторон 24%
15. Отсутствие физической активности во время проведения урока (например, невозможность

полноценно использовать жестикуляцию в процессе объяснения материала)

21%
16. Низкая посещаемость уроков 19%
17. В связи с нормами СанПиН невозможно организовать непрерывный урок 17%
18. Родители вмешиваются в процесс проведения урока 13%
19. Ученики не соблюдают дисциплину во время урока (шумят, перебивают друг друга и т.д.) 10%

 


Результаты исследования прокомментировал Александр Ларьяновский – управляющий партнер, директор по бизнес-развитию школы Skyeng:

Насильственное и моментальное внедрение дистанционного образования создало большие проблемы в обществе. У учителей не было времени и знаний подготовиться к новому формату. Они продолжали делать то, что знали. Как если бы талантливым инженерам или врачам предложили сесть в кабину самолета и взлететь.

Но и большинство родителей, столкнувшись с реальностью, в которой они отвечают за образование своих детей, не приняли её и хотят убрать с себя эту ответственность.

Так что не готовыми оказались и технологии, и пользователи. Мы извлекли для себя урок: нужно делать проще и понятнее, а не технологично и круто: сейчас нужен «трактор», а не «космолёт».

«Исследование показывает, что переход на дистанционное образование стал испытанием для всех участников учебного процесса. При этом в короткие сроки школам стали доступны новые ресурсы, призванные облегчить работу онлайн и выстраивать индивидуальные образовательные маршруты для учеников. Сейчас можно с уверенностью сказать, что благодаря взаимодействию учителей, учеников и родителей формируется уникальный опыт, который позволил выявить ключевые барьеры и обязательно поможет преодолеть их в будущем», – прокомментировала директор по внешним коммуникациям Группы компаний «Просвещение» Кристина Колесникова.

 

 

Вебинары для учителей школ — как применять ZOOM, Skype и Google Docs в дистанционной работе

 

Комментарии респондентов к опросу:

Я считаю, что дистанционное обучение в регионах полностью провалилось. Я, например, планирую в начале следующего учебного года организовать заново изучение тех тем, которые попали на период карантина. У меня есть подозрения, что родители слишком активно вмешивались в процесс выполнения домашних заданий. У меня нет уверенности в том, что аттестация детей будет объективной. На данный момент мой рабочий день занимает время с 8.30 до 22.00 без методических дней и выходных. Я подумываю о смене своей сферы деятельности. И многие мои коллеги тоже. Спасибо за возможность высказаться!

В целом, дистант, как вынужденная мера на 7-10 дней в году (во время карантина по гриппу), вполне актуален. Но на такой срок, как сейчас, это очень тяжело как для детей, так и для учителей. Большая нагрузка на учителей. Малоподвижный образ проведения уроков, нагрузка на зрение и общая утомляемость.

Для обучения необходимо полноценное взаимодействие с учеником, для этого необходимо видеть друг друга, видеть, что записывает ученик. Часто слабые ученики думают, что записали всё за учителем, а учитель, увидев записи, помогает ученику разобраться, устранить непонимание и ошибку. Сильным ученикам тоже необходимо подсказать тонкости изучаемого материала. При проверке письменных работ в виде фотографии, у учителя нет возможности поправить ошибку, написать, как правильно. Приходится описывать словами. Но каждому подробно написать словами просто невозможно. Главное — пишу, но не всё, что нужно бы. Да и далеко не каждый ученик может организовать самостоятельно своё обучение. Это большой труд, под силу только сильным ученикам. Возможно, для очень одарённых учеников дистанционный формат хорошо подойдет, но только при занятии в небольшой группе 3-4 чел. или индивидуально. Для массовой образовательной школы дистанционное образование — лишь видимость образования.

Необходимо продумать, каким образом изменить дистанционное обучение, чтобы повысить качество обучения.

Новый опыт — это всегда замечательно! Трудности возникают из-за того, что просто не умели это делать раньше и техническое оснащение оставляет желать лучшего. Не у всех дома есть мощный компьютер с хорошим программным обеспечением. Радует, что учителям оказывается поддержка, организованы курсы, вебинары в помощь.

Дистанционное обучение — хорошая вещь, никто не торопит, никто не мешает, сидишь сам спокойно разбираешься, только школьникам не подходит из-за разных ограничений, временной промежуток проведения у компьютера, малая подвижность.

Дистанционный формат обучения — формат очень продуктивный. После того опыта, который приобрела школа за это время, прежней она уже не будет. Это очень прогрессивно, открыто информационно и должно быть доступно каждой семье и каждой школе.

Обучающиеся должны учиться в школе, а дистанционные уроки им в помощь.

Для детей 7-8 лет без помощи родителей трудно разобраться в подключении и работе с компьютером.

Главное начать. Первую неделю было трудно, теперь привычно.

Столько поучаствовала в вебинарах, послушала много интересного и полезного, взяла многое себе на заметку и многому научилась. В такой ситуации лучшего не придумаешь. Конечно, многому придётся ещё научиться. Единственное плохо, так это то, что некоторых несознательных учеников трудно заставить учиться. Ссылаются на то, что интернет плохо работает, связи нет.

Необходимо продумать, каким образом изменить дистанционное обучение, чтобы повысить качество обучения.

Тяжело учителям, у которых дети сами ученики, особенно начальные классы, как у меня, разрываешься между своими и уроками детей, а если еще есть дети садиковского возраста, хоть разорвись, везде нужно успевать, быть учителем, мамой и женой, младшему внимания надо, накормить, чай налить и т.д. Нянек нет, папа на работе, скотину кормить, доить надо, для семьи приготовить покушать нужно и везде нужно время, целый день на нервах и смотришь на часы, это эмоционально тяжело, я на грани, пью успокоительные лекарства, хроническая усталость, глаза болят…

Самый большой плюс дистанта — это обратная связь с теми учениками, которые умеют и хотят учиться в таких непростых условиях.

Дистанционное обучение надо вводить постепенно.

За онлайн-обучением будущее, только нужно грамотно и всесторонне его организовать, включая гимнастику для глаз и офп, поскольку слишком много времени дети и взрослые теперь проводят перед экранами, в отличие от традиционного обучения.

 

 

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Редакция

Коллеги ! Поделитесь с нами вашими новостями и достижениями вашей компании в работе с персоналом. Присылайте к нам на consult@hr-media.ru. Все статьи попадут в еженедельную рассылку - обзор отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP