Почему каждая проверка инспекции труда выявляет нарушения у работодателя?

 

11Автор:  Валентина Митрофанова, учредитель и директор Института профессионального кадровика, эксперт в области трудового законодательства.

 

Почему каждая проверка инспекции труда выявляет нарушения у работодателя?  И как планируется построить новое взаимодействие между работодателем и инспекцией труда?

Конечно, самый стандартный ответ на это вопрос звучит либо так «Все невозможно соблюсти» либо так «Инспекция все равно найдет нарушение, потому что у них есть план по сбору денег в бюджет».

Второе высказывание, с Вашего позволения,  комментировать не буду, хотя если бы реально стояла задача собрать с работодателей побольше штрафов, то сами суммы за нарушение трудового законодательства не были бы длительное время в смехотворных размерах – 5 тысяч рублей административный штраф на лицо виновное и максимально 50 тысяч рублей с юридического лица. А что такое 50 тысяч рублей для юридического лица? Да практически ничего. А инспектору чтобы выписать этот штраф надо было провести проверку, оформить кучу документов и т.д. Поэтому, если цель существования инспекции – собрать побольше денег в бюджет, то построенный ранее механизм проведения проверок и размеров штрафов был какой-то мазохистский. Понятно, что сейчас штрафы выросли и санкции сильно ужесточились, но позволю себе высказать предположение, что все-таки основной целью этого являлось заставить работодателя выполнять требования трудового законодательства, так как кнут в размере 50 рублей никого ранее не мотивировал. И все это понимают.

 

А вот о первом высказывании можно говорить долго. Можно с ним согласиться. Можно с ним поспорить. По своей практике наблюдения за огромным количеством компаний реального сектора со своей стороны могу сказать, что на рынке есть компании приближенные к разряду “Идеальных” и стремящихся вытянуть все требования закона. Их, конечно, мизерное количество, но они есть. То есть чисто теоретически выполнить все требования закона можно. Сложно, конечно, но можно. Другой вопрос, что сам работодатель такой задачей не задавался.

 ПО ТЕМЕ :Почему в большинстве компаний есть проблемы с ежегодными отпусками?

На самом деле в трудовом законодательстве очень многие требования выполнить можно, если подойти к ним с умом, но на практике это часто не выгодно самому работодателю.

Одна из ключевых проблем, которая существуют в качестве препятствия, это в принципе не понимание того, что закон требует, а что не является требованиями закона.  Могу ответственно заявить, что половину из того, что делают работодатели, закон не требовал. Это собственные “мифы” и придумки, а значит, их можно оптимизировать, сконцентрировавшись на действительных требованиях закона. Неоднократно приводила кучу примеров такой оптимизации, поэтому здесь не будем на этом останавливаться. Достаточно сказать, что большей частью приказы, которые издаются в компании, не установлены законом и их можно оптимизировать.

 

То есть то, что в случае проведения проверки нарушения будут найдены с вероятностью 99,9%,  это сложившийся и подтвержденный практикой факт

С этого года с 1 января 2015 года этот факт стал работодателям выходить в рекордные размеры административных штрафов, в связи с теми изменениями, которые были внесены в Кодекс об административных правонарушениях. И на этот факт естественно власть не может закрывать глаза.

 

В связи с этим вышло Распоряжение Правительства РФ от 05.06.2015 N 1028-р

«Об утверждении Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 — 2020 годы)». Эта Концепция  направлена  на повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.  Основными двумя целями концепции является то, что необходимо повысить взаимодействие между работниками, работодателями и федеральной инспекции труда, а также повысить эффективность государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

 

Для достижения поставленных целей  предлагается  ряд действий, а именно:

  • обеспечить определенность, прозрачность и открытость федерального надзора в сфере труда;
  • формирование и пропаганда системы внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства;
  • создание условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников;
  • внедрение риск-ориентированных подходов к организации федерального надзора в сфере труда;
  • развитие потенциала федеральной инспекции труда при осуществлении федерального надзора в сфере труда;
  • оптимизация процессов взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками и работодателями.

 

Планируется, что по итогам внедренной в жизнь концепции,  уже к 2020 году будут созданы условия для снижения случаев нарушения трудового законодательства, повышения эффективности федерального надзора в сфере труда, улучшения условий труда работников и формирования заинтересованности работодателей в соблюдении трудового законодательства.

Ну что ж, поживем —  увидим. Главное, что нам как работодателям необходимо понимать в связи с принятой Концепцией, что отношение к нарушениям в области трудового законодательства станет более жестким

(а с этого года это уже очевидно по практике проводимых проверок) и работа нашей инспекции труда сейчас будет перестраивается для выполнения указанных задач. Поэтому аргументы  «ничего страшного при проверке нам не будет» и  «мы с инспектором  договоримся»  потихоньку начнут уходить из нашей практической жизни.

 

 

Дайджест  "Журнал КОМПЕТЕНЦИИ"  раз в неделю - для развития HR-карьеры и личной эффективности

Редакция

Коллеги ! Поделитесь с нами вашими новостями и достижениями вашей компании в работе с персоналом. Присылайте к нам на consult@hr-media.ru. Все статьи попадут в еженедельную рассылку - обзор отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AEP