Автор: Ольга Воздвиженская , Директор по развитию КОМПЕТЕНЦИИ, Продукт-менеджер Skills&Cases Provider
Вероятно, каждый из HR слышал или знает о продуктовом мышлении и продуктовых подходах в маркетинге. Часть коллег – рекрутеров занимается наймом продакт- менеджеров, поэтому оценивает их компетенции в этом вопросе. Продуктовое мышление можно применить к любому процессу или делу, если рассматривать его как продукт.
Проще говоря, что такое продукт- это товар или услуга, которая удовлетворяет потребность определённой целевой аудитории и решает ее проблему или боль. Менеджер по продукту – это такой маленький CEO, который занимается и оценкой интереса к новому продукту и коммуницирует с заказчиком , считает маржинальность и проектирует путь пользователя в своём продукте. HR , конечно же, тоже может являться Продукт менеджером. Заказчиком его продукта является бизнес Компании. Использует его HR-продукт вся организация в общем смысле и определенные сотрудники в частности. Давайте попробуем разобраться как работает Product Mindset для HR функции — рекрутинг.
Главным продуктом для HR специалиста станет его экспертность, его компетенции в принятии решений.
Пользователями его продукта будет две целевых аудитории: кандидаты на работу (сотрудники кадрового резерва) и руководители компании. По нашему закону о труде — это две стороны трудового договора. Целевая аудитория со стороны компании — это руководители — ЛПР . Если данное решение касается сотрудников —то относится и к сотрудникам отдела HR.
Второй тип ЦА — это сотрудники. Каждый из сотрудников или кандидатов – ЛПР для себя самого. В итоге Продуктом для этих аудиторий станет – проект решения, экспертиза которого устроит обе ЦА. В некоторых компаниях – это действительно большая Боль и Проблема.
В продуктовом мышлении принято, что понимать пользователей — главное условие успеха продукта, а значит с пользователями нужно разговаривать. В этих целях в Product-Mindset принято использовать глубинные интервью. Это масштабная, но часто необходимая задача
Продуктовый подход подразумевает хорошее понимание своего клиента и пользователя с помощью изучения проблематики клиента.
Для закрытия этой проблемы в непростой ситуации, в Продуктовом мышлении можно использовать фреймворк Jobs-To-Be-Done (JTBD).
Продукт, а именно решение, которое вы принимаете , решает боль пользователя (Кандидат\руководитель) — так сказать, «выполняет работу». Клиент покупает, или иначе говоря, «нанимает на работу» ваш продукт – вашу экспертизу , таким образом, решая свою проблему и делает свою жизнь лучше.
Используя этот подход — JTBD, можно на примере процесса найма, понять, что необходимо делать, чтобы наши клиенты и заказчики были довольны, а боли и потребности были закрыты. Иначе говоря, какую работу мы сделаем, чтобы нас еще раз наняли , чтобы мы продолжали работу рекрутера.
Проблема найма – необходим человеческий ресурс, чтобы выполнить определенный функционал в компании. Таким образом открывается вакансия. Вакансия — это человеческий капитал, который обладает вполне определенными компетенциями, временем и мотивацией выполнять задачи компании. Один из важных критериев – время, когда необходим такой сотрудник. Срочные вакансии появляются периодически, но как правило эти процессы предсказуемы и запланированы.
Итак, давайте применим наш фреймворк JTBD к проблеме – Качественный найм сотрудника.
Качественный найм сотрудника — это наши критерии временной, качественный , и стоимостной. Наша формула работы — Job-As-Activity процесс рекрутинга можно сформулировать так: Искать + Варианты решения задач компании + Быстро, давая необходимое качество, за приемлемую цену.
Рекрутинг кроме того, что это продукт для заказчика, но и проект. Мы, как рекрутеры, выполняем работу, согласованную по срокам, компетенциям и вилке оклада. Экспертиза по принятию решений должна соответствовать этим критериям
Чтобы выполнить работу исходя из критериев продуктового мышления — СКОРОСТЬ:
- Работаем сверхурочно, совмещаем и тд
- Работаем с первым подходящим кандидатом
Риски принятия такого решения: Низкое качество кандидата. Возможно повышение стоимости проекта
Чтобы соответствовать в своей работе критерию — КАЧЕСТВО
Мы увеличиваем продолжительность и стоимость работы. Риски принятия решения: завалены сроки выполненная задачи, плохой результат.
Чтобы учесть критерии – СТОИМОСТЬ то решение может быть таким:
Находим потенциального сотрудника, который подходит по критерию – Оклад, но выясняется, что компетенций недостаточно. Обучаем – получаем необходимый результат
Задача фреймворка JTBD – помочь выполнить нам всю работу качественно и целиком. Здесь мы ищем подходы не обязательно стандартные, А может мы вообще не будем использовать стандартный подход искать сотрудников?
Наша задача – выполнить кадровую работу по найму или удовлетворить бизнес в решении рабочей функции? Тогда мы можем нанять агентство или HR-фрилансера, подключить реферальную программу или агентство рекламы.
Таким образом наша продуктовая работа Job-As-Activity превращается в Re-Invention в фреймворке JTBD.
Ведь дело не в вакансии а в выполнении рабочей задачи
- Этот функционал может выполнять и робот . Другой вопрос, что понадобится человек для его сервиса.
- Функционал может выполнить и удаленная команда. Но командой надо управлять и иметь инфраструктуру для ее развития.
- Делаем команду кадровый резерв + фрилансер . Но здесь нужно оценить кадровый резерв и понять какие компетенции кому отдать.
- Перераспределяем эту вакансию на старых сотрудников, обучая их при этом.
- Делаем ревизию в компании и понимаем, что данная вакансия уже не актуальна
Но каждое инновационное решение подразумевает и другие рабочие процессы и работы
Продуктовый аналитик с нуля до PRO