Автор: Алексей Широкопояс — тренер консультант по эффективности персонала, главный редактор журнала «Компетенции»
Цикл Колба как эффективный инструмент корпоративного обучения
Из всех теорий, описывающих и объясняющих процесс результативного обучения, наиболее успешной является модель Колба (Experiential Learning Model, David A. Kolb). Согласно модели Колба люди обучаются с помощью одного из четырех способов:
- опыт
- рефлексия
- концептуализации
- экспериментирование
Несмотря на то, что каждый обучаемый отдаёт предпочтение одному из четырех названных способов, он не может обучаться, минуя остальные три. Прохождение этих трех способов обучения как этапов, собственно и составили цикл Колба. Главная идея модели Колба заключается в том, что обучающийся перемещается из этапов «мыслительных» в «действующие» и обратно по кругу.
Из чего состоит модель Колба в сфере обучения?
Цикл Колба в тренинге состоит из четырех этапов:
- Работа с опытом обучаемых – совершенно не принципиально получили они опыт в результате действий, или только тренер вызвал воспоминание от каких-то событиях.
- Рефлексия — разложение опыта на элементарные составляющие и их оценка. (Анализ)
- Создание концепции – создание более успешной модели поведения в ситуации, которая рассматривалась в качестве опыта. (Синтез)
- Эксперимент — опробование вновь созданной концепции на практике.
По теме: Как и почему обучаются взрослые
Нетрудно заметить, что второй и третий этап являются соответственно процессами анализа и синтеза.
Цикл Колба — типы обучающихся
Оттолкнувшись от модели Колба, об индивидуальном предпочтении способов обучения, английские исследователи Мамфорд и Хоней (A. Mumford & P . Honey) описали четыре типа обучающихся:
- Деятели
- Аналитики
- Концептуалисты
- Экспериментаторы
С практической точки зрения обнаружить эти типы в чистом виде невозможно. Однако существенный индивидуальный перекос присутствует всегда. Это позволяет нам в тренинговой группе, выделить представителей всех четырёх типов, и управлять группой в процессе прохождения микро и макро циклов Колба, опираясь прежде всего на реакции участников соответствующего типа. Естественно, речь идёт о высочайшей квалификации тренера, тренеров с подобной компетенцией на рынке единицы.
Это еще один источник эффективности обучения активным методом. Кроме этого можно выделить ещё один фактор эффективности связанный с моделью Колба – разные типы обучаемых позволяют, объединяя их в тренинговую группу разделять дефицитный личностный ресурс. Например: деятели компенсируют своей энергетикой нерасторопность аналитиков, концептуалисты подытоживают работу аналитиков, экспериментаторы придают практическую направленность концептуалистам, и т.п.
Итак, в этой части статьи мы обнаружили еще три фактора эффективности активного обучения:
- Использование цикла Колба
- Использование типов обучаемых как движущей силы на соответствующем этапе обучения
- Синергизм различных типов обучаемых
Необходимо заметить, что когда мы говорим высококачественном тренинговом продукте, (тренинге или тренинговых модулях) мы имеем в виду полноценное использование всех вышеперечисленных факторов. На этапе создания высококачественного тренинга необходимо учесть модель Колба в микродизайне и макродизайне. О квалификации ведущего-тренера способного использовать типы обучаемых и синергизм этих типов, приходится говорить только в превосходной форме.
Цикл Колба может применяться в качестве эффективного инструмента корпоративного обучения. Подробнее с тем, что такое модель Колба и как ее применить в теории корпоративного тренинга узнавайте в следующих статьях.
По теме: Источники результативного обучения взрослых