Энергия перемен. Как наш мозг реагирует на изменения

Автор — Куценко Вадим, тренер-консультант ГК «Институт Тренинга – АРБ Про», MBA

Человек по природе своей перемен не любит.

Несмотря на то, что все вокруг нас — от погоды до экономической ситуации — ежесекундно меняется, несмотря на то, что мы сами меняемся с каждой прожитой минутой — в том числе, и на химическом уровне .

Мы  не любим перемен.
И дело вовсе не в лени и не в подсознательных страхах, а в физиологии нашего мозга

Управление хорошо знакомыми нам жизненными процессами происходит за счет автоматических реакций, которые не требуют от нашего мозга повышенной активности. Если вы уже научились управлять автомобилем, то мозгу не нужно полноценно включаться в этот процесс: вождение машины не вызывает у вас никакого дополнительного напряжения.

Изменение же привычного образа действий требует от нас дополнительной затраты энергии. Когда в жизни возникает новая, не знакомая прежде задача, нам необходимо осознать, какие действия стоит предпринять. Тогда мозг включает префронтальную кору – самую молодую с точки зрения эволюции зону нашего мозга, которая и делает человека человеком, поскольку отвечает за все высшие нервные функции. «Включение» префронтальной коры сопровождается резким скачком потребления энергии, что нашему мозгу не нравится – ведь человек как биологический организм нацелен на выживание и максимальную экономию жизненных сил.

У мозга не так много инструментов влияния на нашу личность. Прежде всего — это эмоции. Например, когда мы едим шоколад, то есть чистую глюкозу, столь необходимую нашему серому веществу, то мозг посылает нам позитивные сигналы и просит «еще, еще!», пусть даже мы и осознаем весь вред сладостей для нашего здоровья. Однако, мозгу категорически не нравится тратить «лишнюю» энергию на деятельность префронтальной коры, и он включает негативные эмоции, столь хорошо знакомые тем, кто внедрял в организации новые процессы или сам был участником изменений.

Проведем небольшой эксперимент по увеличению уровня затрат энергии прямо сейчас:
Итак, человеку свойственно стремиться сохранить статус-кво, но ситуация в мире и в организации постоянно меняется. Как найти выход из этого противоречия? Можно и нужно научиться управлять изменениями и человеческой реакцией на них за счет использования методик, разработанных на основании анализа опыта успешных изменений многих компаний.

Учебная программа «Управление изменениями» ГК «Институт Тренинга АРБ-Про» существует в двух форматах – «Я участник изменений» и «Я лидер изменений», и максимальную пользу организации приносит использование этих программ в комплексе.
Первый формат предназначен для тех сотрудников, кто является объектом изменений, и помогает им найти способы принять перемены и поддержать в этом своих коллег. В процессе обучения вместе с участниками мы проводим оценку готовности компании к изменениям по формуле Бэкхарда-Харриса, которая позволяет оценить не только вероятность успеха всего проекта, но и просчитать уровень личных издержек сотрудника, необходимых для успешного внедрения изменений.

Второй формат разработан нами для руководителей или инициаторов изменений в организации. В эту программу включена бизнес-симуляция, которая позволяет в игровом формате пройти все восемь этапов процесса изменений в организации по модели Джона Коттера, родоначальника научного подхода к управлению изменениями в организации.

По теме: Изменения в компании и сопротивление персонала

Один из важнейших эффектов участия в программах «Управление изменениями» – изменение установок. У сотрудников уменьшается степень неопределенности, повышается предсказуемость окружающей среды, и, как следствие, снижается уровень тревожности. Возникает понимание, более спокойное отношение к изменениям. Увеличивается скорость и глубина принятия изменений. Страхи и негативные реакции выводятся на уровень осознания, что позволяет человеку самому с ними работать и задействовать волевые процессы, а не идти на поводу у своего животного мозга, который боится всего нового и сопротивляется изменениям.

И в завершение японская народная мудрость – «Когда с Хоккайдо дует северный ветер, надо ставить не стенки, а паруса!»
Научитесь использовать энергию изменений для достижения своих целей!

По теме: Инновационные компании всегда двигаются сразу в двух направлениях: это маленькие постоянные изменения (прогресс) и радикальные изобретения(инновации)

Автор публикации

Комментарии: 0Публикации: 4Регистрация: 19-10-2016

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Войти с помощью: 
Генерация пароля