Авторы: Елена Леонова — Руководитель практики геймификации и эксперт в области игровых решений BEST T@D Group
Александра Махотина -Ведущий менеджер по маркетингу и PR BEST T@D Group
Термин «Gamification», так активно входящий в обиход русского бизнеса, в переводе с английского означает – игрофикация. Простыми словами это — использование игровых методов в неигровых контекстах. Важно отметить, что применяемые подходы характерны в первую очередь для очных и онлайновых (компьютерных) игр для решения различных бизнес — задач.
Геймификация успешно используется и внедряется в разных сферах, среди которых: развитие и обучение персонала, маркетинговые коммуникации, образование, социальная сфера, экология, фитнес и здоровье. В этой статье, основное внимание уделим отрасли HR и T&D.
Игрофикация — особенности игровых методов
Говоря об игровых методах, вспомним, что дарит нам любая игра:
- Эмоциональную разрядку;
- Безопасную симуляцию серьезных задач;
- Альтернативу жизни;
- Четкое понимание конечной и промежуточных целей
- Бегство от реальности
- Приносит удовольствие
- Предоставляет реальную возможности удовлетворения амбиций;
Помимо этого участник не боится потерять лицо, получает высокие шансы на раскрытие всех сторон своего характера, амбиций и потенциальных возможностей. Также сохраняется возможность вносить корректировки на всех этапах игры, а также «безболезненную» корреляцию поведения и обучения.
Техника, о которой идет речь в нашей статье (игрофикация), давно применялась отдельными составными частями в различных сферах жизни людей, но как полноценный инструмент в развитии и обучении персонала стала использоваться совсем недавно.
И причиной тому пара причин:
- Низкая эффективность классических тренингов;
- Поколение Y – занимающее ряды работоспособного населения; («поколение Миллениума, поколение «некст» или сетевое поколение. Эта категория людей характеризуется, в первую очередь, глубокой вовлеченностью в цифровые технологии. Как правило они не готовы подчиняться общим правилам, эгоистичны, но весьма более инициативны, нежели X);
- «Недоигравшееся» поколение X (выросло в условиях Разногласий в образовательной системе; труднодоступности студенческих ссуд; сокращения финансирования на образование; повышенные требования к академическим знаниям и интеллектуальным способностям; создания Интернета). Формирование характера этого поколения пришлось на тяжелые девяностые, а также связано с возросшим культом потребления.
В любой современной компании два поколения работают «рука об руку», поэтому в управлении такими штатами необходимо внедрять эффективные инструменты, работающие во всех направлениях, в частности игровые методы.
Используемые элементы многим знакомы и понятны. Тем не менее, внедрять игрофикацию необходимо качественно, чтобы полученный результат вас не разочаровал.
Игровые методы — основные правила
Для этого необходимо придерживаться простых правил:
- Определите задачу и проблему, которую необходимо решить;
- Поймите причину ли трудность, которая мешает решению задачи;
- Предложите способ решения трудности с помощью игровых методов;
- Продумайте и организуйте внедрение полученного решения.
В России многие компании уже активно внедряют гейм-решений в бизнес- процессы, потому что просто обучаться за счет компании сегодня – малоэффективно. Среди таких можно выделить Proplex, Amway, Kraft foods, Cеверсталь, МТС и другие. Игровые методы «Бережливое производство», которое было внедрено в компании «Северсталь» имитирует полную производственную цепочку на металлургическом комбинате. В результате прохождения игры сотрудникам становится понятны принципы бережливого производства, а также появляется навык внедрения его в реальный процесс. За счет игрофикации вовлеченность в процесс обучения становится в разы выше, а итоговая цель достигается раньше, нежели это было бы классическое академическое обучение.
По теме: Куда уходит детство или что происходит с геймификацией сегодня
Российская компания Propleх, запутила игровые методы, которые предназначены для обучения успешным продажам. По словам Льва Минуллина, директора по развитию, «игра ориентирована на развитие таких навыков, как установление контакта с покупателем, выявление его потребностей, преодоление возражений, презентация, активное слушание». Следует отметить, что в ряде случаев «холостое» внедрение гейм-решений, без дополнительных мотивационных программ, вряд ли приведет к успешному обучению. Так, в компании Proplex, 18-ти лучшим игрокам вручают подарочные сертификаты по покупку тех или иных товаров. Однако применение дополнительных мотивационных схем, должно решаться в индивидуальном порядке. Это связано с тем, что сотрудникам может быть предостаточно существующая реальная возможность проверить верность своего бизнес – решения и при этом не нести реальные колоссальные риски.
По теме: Почему для мотивации персонала лучше не использовать геймификацию
Большинство специалистов, работающих в сфере HR и T&D, испытывают насущную потребность во внедрении игровых методов в обучение и развитие, но все не так просто. По существующему состоянию дел в этой отрасли, большинство специалистов не понимают как «продать» это решение вышестоящему руководству, а также реальный итоговый результат. И многие из них, для устранения этих проблем, отправляются на специализированные тренинги. Но «вспыхнувший» рынок, в связи с существующим трендом, предлагает множество курсов, которые якобы этому обучают.
Чтобы овладеть навыком внедрения игровых методов, советуем вам обращать внимание:
- во-первых на квалификацию преподавателей (в идеале, это бизнес- тренеры, имеющие качественный практический опыт как внедрения игровых методов, так и обучению им);
- во-вторых на предлагаемую программу для обучения;
- в-третьих на задачи, которые стоят у обучающих тренеров.
Вас научит только тот, кто понимает, что геймификация для бизнес-процессов – это дань моде, а игрофикация для решения бизнес-задач – это то, что ждете Вы! Игровые методы — это эффективный инструмент развития корпоративных отношений!